Возьмём предельно упрощённую модель частной собственности, как её представляли рабочим коммунистические агитаторы в начале двадцатого века.
Есть капиталист. У капиталиста есть завод. Есть десять рабочих. Капиталист предлагает рабочим работать на этом заводе, выплачивая им долю прибыли от произведённой ими продукции - а остальное забирает себе.
Естественно, рабочим это не нравится - особенно если платит он мало, а себе присваивает много.
Рабочие хотят прогнать капиталиста и делить всю прибыль между собой.
Для решения этой проблемы предлагаются следуюшие методы:
1) Силовая экспроприация - рабочие берут винтовки и выдают капиталисту звездюлей
2) Политическая экспроприация - рабочие голосуют за депутата в парламенте, который выдаст капиталисту звездюлей
3) Профсоюзная экспроприация - рабочие отказываются работать на заводе, пока капиталист с ними не поделится частью доходов. А чтобы капиталист не нанял вместо них других (которые работать согласятся с прежними зарплатами), они объединяются в профсоюз и выдают звездюлей всем, кто пытается занять их место
Внимание вопрос. А что мешает рабочим уйти с завода, обзавестись своим собственным заводом, и оставить капиталиста на бобах? Ведь если капиталист берёт себе большую долю от прибыли, то при прочих равных его завод будет менее конкурентоспособен, чем завод без капиталиста.
Если коллективная собственность реально более эффективна, чем частная, то (теоретически) она может вытеснить частную совершенно законным путём, не выписывая никому никаких звездюлей.
То есть вполне понятно, что мешало осуществить такую стратегию лет сто назад. Тогда нравы были простые, суровые, и капиталист, едва учуяв угрозу своему кошельку, сам пригонял солдат и выписывал рабочим конкретных звездюлей. Но сейчас с этим вроде как стало помягче, и капиталисты сами пропагандируют верховенство закона и ненасильственные методы борьбы. Так почему же никто из современных левых не предлагает подобный подход? Даже, насколько я знаю, не рассматривает.
Есть капиталист. У капиталиста есть завод. Есть десять рабочих. Капиталист предлагает рабочим работать на этом заводе, выплачивая им долю прибыли от произведённой ими продукции - а остальное забирает себе.
Естественно, рабочим это не нравится - особенно если платит он мало, а себе присваивает много.
Рабочие хотят прогнать капиталиста и делить всю прибыль между собой.
Для решения этой проблемы предлагаются следуюшие методы:
1) Силовая экспроприация - рабочие берут винтовки и выдают капиталисту звездюлей
2) Политическая экспроприация - рабочие голосуют за депутата в парламенте, который выдаст капиталисту звездюлей
3) Профсоюзная экспроприация - рабочие отказываются работать на заводе, пока капиталист с ними не поделится частью доходов. А чтобы капиталист не нанял вместо них других (которые работать согласятся с прежними зарплатами), они объединяются в профсоюз и выдают звездюлей всем, кто пытается занять их место
Внимание вопрос. А что мешает рабочим уйти с завода, обзавестись своим собственным заводом, и оставить капиталиста на бобах? Ведь если капиталист берёт себе большую долю от прибыли, то при прочих равных его завод будет менее конкурентоспособен, чем завод без капиталиста.
Если коллективная собственность реально более эффективна, чем частная, то (теоретически) она может вытеснить частную совершенно законным путём, не выписывая никому никаких звездюлей.
То есть вполне понятно, что мешало осуществить такую стратегию лет сто назад. Тогда нравы были простые, суровые, и капиталист, едва учуяв угрозу своему кошельку, сам пригонял солдат и выписывал рабочим конкретных звездюлей. Но сейчас с этим вроде как стало помягче, и капиталисты сами пропагандируют верховенство закона и ненасильственные методы борьбы. Так почему же никто из современных левых не предлагает подобный подход? Даже, насколько я знаю, не рассматривает.