Поразительно, сколько экзотических вариантов космической логистики может предложить космоопера, и как фантасты неуклюже топчутся вокруг двух-трёх методов управления сверхсветовым двигателем - а ведь их могут быть десятки! Поскольку сверхсветовой движок - это по сути космическая магия, выдумать с ним можно что угодно - а вокруг этого наворотить и структуру общества, и методы экспансии, и принципы организации боевых действий.
Например один из ключевых вопросов космооперы - как избежать тактического сверхсвета, то есть заставить корабли летать и сражаться, вместо того, чтобы постоянно скакать вокруг друг друга, как горные козлы, выпуская ракеты и лазеры в пустоту, потому что противника в точке прицеливания уже нет. Даже если вы обгоняете свет всего в два-три раза - до соседней звезды это долететь не сильно поможет, но вот в бою - даст просто невообразимое преимущество перед любым врагом, летающим на досвете.
Надо заметить, боевой ценности подпространства (гиперпространство, X-матрица) уделяется незаслуженно мало внимания. Обычно оно почитается полезным исключительно для преодоления межзвездных расстояний. Между тем, возможность «погружаться» оказалась бы очень кстати именно в бою. Как можно бороться с противником, мгновенно переносящимся с одного места на другое?
Если проводить параллели между морскими и космическими кораблями, то наиболее очевидной аналогией межзвездного корабля будет подводная лодка. С той только разницей, что погруженная субмарина уязвима для атак с поверхности и передвигается медленнее надводных кораблей, а ушедший в «матрицу» космический крейсер этих недостатков лишен.
Подводная лодка почти не нуждается в броне и оборонительном вооружении. Скрытность дает подводному ракетоносцу лучшую защиту, чем эскадрильи истребителей надводному «плавучему аэродрому». А какие бы шансы субмарина оставила другим кораблям, если бы могла перемещаться в глубинах моря быстрее ракеты? (с)
Я лично встречал следующие варианты:
1) Прыжковые зоны - уйти в гипер можно только из определённых мест. И выйти тоже только в них. Вселенная СоВладения Пурнеля, вселенная Форкосиганов Буджолд...
2) Безпрыжковые зоны - в некоторых местах уйти в гипер нельзя. Обычно такими местами назначаются окрестности массивных тел, звёзд и планет - потому что именно они содержат наибольшее количество потенциальных целей. Звёздные Войны, вселенная Хонор Харрингтон...
3) Долгая разрядка - после одного прыжка корабль на некоторое время теряет возможность прыгнуть снова. Вселенная КосмоОлухов.
4) Долгая подготовка к прыжку - почти то же самое, что 3, только не после прыжка, а перед ним. Вселенная Батлстар Галактика.
Собственно, с тактической точки зрения разница между вариантом 3 и 4 только в том, что в варианте 3 противника почти невозможно зажать в угол. Висит себе одинокий транспорт, а тут вокруг хлоп-хлоп-хлоп - вражеские каперы нарисовались. В варианте 3 он сразу прыгнет, а потом уже где-нибудь у чёрта на куличках спокойно разрядит двигатель. В варианте 4 ему нужно продержаться весь период подготовки... ну, или сдаваться. Но эта разница существенна только в том случае, если в варианте 4 действует принцип "прыгай или потеряешь зарядку". Если же двигатель можно держать заряженным неограниченное время, то все и будут ходить с заряженными, и разница с вариантом 3 становится чисто косметической.
И вот в процессе обдумывания вариантов с медленным прыжком, родился у меня любопытный вариант космической логистической схемы. Назовём его резонансным двигателем.
Для гиперпрыжка необходимы два элемента - альфа-двигатель и бета-двигатель. Альфа-двигатель остаётся в нашем пространстве и служит как бы якорем, точкой опоры. Ну или если угодно, маяком. Бета-двигатель вместе с полезной нагрузкой (кораблём, в который он встроен) входит в гиперпространство, то есть исчезает и мгновенно появляется в другом месте.
Сам прыжок мгновенен, однако чтобы он стал возможен, альфа и бета-двигатели должны войти в резонанс. И вот этот процесс не мгновенный, он определяется по следующей формуле.
tr = (l1+l2)*mf^2/(ma*mb)
Где tr - время генерации резонанса в секундах.
l1 и l2 - расстояние в световых секундах между альфа-двигателем и бета-двигателем. l1 - до прыжка, l2 - после прыжка.
mf - перемещаемая масса, т. е. масса бета-двигателя плюс масса полезного груза.
ma - "чистая" масса альфа-двигателя. mb - "чистая" масса бета-двигателя (без полезной нагрузки).
Альфа и бета - это не две разных конструкции, любой гипердвигатель, в зависимости от выбранного режима, может работать как альфой, так и бетой.
После прыжка резонанс сбрасывается и для нового прыжка его надо генерировать заново.
Координаты точки выхода из прыжка задаются в процессе установления резонанса между двигателями. Ни в процессе, ни после того, как резонанс сформирован, изменить их нельзя. Если хочешь попасть в другое место - только сбросить сформированный резонанс и начать устанавливать новый.
Сразу же с момента начала формирования резонанса в точке выхода появляется слабо светящееся пятно, которое примерно соответствует по форме и размерам прыгающему кораблю.
Оба двигателя, создающих резонанс, сдвигать можно. Точка выхода всегда неподвижна относительно альфа-двигателя, который является системой отсчёта.
Тот же резонансный двигатель можно также использовать и в качестве досветового. Если установить между двумя двигателями резонанс, но НЕ прыгать, можно создать между ними силу притягивания или отталкивания по желанию (то есть использовать друг друга в качестве реактивной массы). Мгновенно и на любом расстоянии. Величина этой силы зависит только от доступных владельцам энергетических мощностей (разгон тел потребляет энергию, вечных двигателей тут нет). Ну и конечно, от предельно допустимой для конструкции/пассажиров перегрузки - компенсаторов ускорения в этот мир как-то не завезли.
Также подчеркну, что это именно силы притягивания или отталкивания, то есть векторы ускорения всегда направлены вдоль прямой, соединяющей вошедшие в резонанс двигатели. Либо навстречу друг другу, либо друг от друга, вбок сманеврировать не выйдет, тут уже нужна обычная реактивная тяга. И второму закону Ньютона эта тяга тоже подчиняется, равная сила действует на оба двигателя.
А теперь собственно задачка, коллеги. Как будет выглядеть логистика и бои на таких движках? Какие нюансы тактики и стратегии прорисовываются? Кто хочет попробовать прикинуть на основе таких вводных, поиграться с формулой, предложить варианты атаки или защиты?
Например один из ключевых вопросов космооперы - как избежать тактического сверхсвета, то есть заставить корабли летать и сражаться, вместо того, чтобы постоянно скакать вокруг друг друга, как горные козлы, выпуская ракеты и лазеры в пустоту, потому что противника в точке прицеливания уже нет. Даже если вы обгоняете свет всего в два-три раза - до соседней звезды это долететь не сильно поможет, но вот в бою - даст просто невообразимое преимущество перед любым врагом, летающим на досвете.
Надо заметить, боевой ценности подпространства (гиперпространство, X-матрица) уделяется незаслуженно мало внимания. Обычно оно почитается полезным исключительно для преодоления межзвездных расстояний. Между тем, возможность «погружаться» оказалась бы очень кстати именно в бою. Как можно бороться с противником, мгновенно переносящимся с одного места на другое?
Если проводить параллели между морскими и космическими кораблями, то наиболее очевидной аналогией межзвездного корабля будет подводная лодка. С той только разницей, что погруженная субмарина уязвима для атак с поверхности и передвигается медленнее надводных кораблей, а ушедший в «матрицу» космический крейсер этих недостатков лишен.
Подводная лодка почти не нуждается в броне и оборонительном вооружении. Скрытность дает подводному ракетоносцу лучшую защиту, чем эскадрильи истребителей надводному «плавучему аэродрому». А какие бы шансы субмарина оставила другим кораблям, если бы могла перемещаться в глубинах моря быстрее ракеты? (с)
Я лично встречал следующие варианты:
1) Прыжковые зоны - уйти в гипер можно только из определённых мест. И выйти тоже только в них. Вселенная СоВладения Пурнеля, вселенная Форкосиганов Буджолд...
2) Безпрыжковые зоны - в некоторых местах уйти в гипер нельзя. Обычно такими местами назначаются окрестности массивных тел, звёзд и планет - потому что именно они содержат наибольшее количество потенциальных целей. Звёздные Войны, вселенная Хонор Харрингтон...
3) Долгая разрядка - после одного прыжка корабль на некоторое время теряет возможность прыгнуть снова. Вселенная КосмоОлухов.
4) Долгая подготовка к прыжку - почти то же самое, что 3, только не после прыжка, а перед ним. Вселенная Батлстар Галактика.
Собственно, с тактической точки зрения разница между вариантом 3 и 4 только в том, что в варианте 3 противника почти невозможно зажать в угол. Висит себе одинокий транспорт, а тут вокруг хлоп-хлоп-хлоп - вражеские каперы нарисовались. В варианте 3 он сразу прыгнет, а потом уже где-нибудь у чёрта на куличках спокойно разрядит двигатель. В варианте 4 ему нужно продержаться весь период подготовки... ну, или сдаваться. Но эта разница существенна только в том случае, если в варианте 4 действует принцип "прыгай или потеряешь зарядку". Если же двигатель можно держать заряженным неограниченное время, то все и будут ходить с заряженными, и разница с вариантом 3 становится чисто косметической.
И вот в процессе обдумывания вариантов с медленным прыжком, родился у меня любопытный вариант космической логистической схемы. Назовём его резонансным двигателем.
Для гиперпрыжка необходимы два элемента - альфа-двигатель и бета-двигатель. Альфа-двигатель остаётся в нашем пространстве и служит как бы якорем, точкой опоры. Ну или если угодно, маяком. Бета-двигатель вместе с полезной нагрузкой (кораблём, в который он встроен) входит в гиперпространство, то есть исчезает и мгновенно появляется в другом месте.
Сам прыжок мгновенен, однако чтобы он стал возможен, альфа и бета-двигатели должны войти в резонанс. И вот этот процесс не мгновенный, он определяется по следующей формуле.
tr = (l1+l2)*mf^2/(ma*mb)
Где tr - время генерации резонанса в секундах.
l1 и l2 - расстояние в световых секундах между альфа-двигателем и бета-двигателем. l1 - до прыжка, l2 - после прыжка.
mf - перемещаемая масса, т. е. масса бета-двигателя плюс масса полезного груза.
ma - "чистая" масса альфа-двигателя. mb - "чистая" масса бета-двигателя (без полезной нагрузки).
Альфа и бета - это не две разных конструкции, любой гипердвигатель, в зависимости от выбранного режима, может работать как альфой, так и бетой.
После прыжка резонанс сбрасывается и для нового прыжка его надо генерировать заново.
Координаты точки выхода из прыжка задаются в процессе установления резонанса между двигателями. Ни в процессе, ни после того, как резонанс сформирован, изменить их нельзя. Если хочешь попасть в другое место - только сбросить сформированный резонанс и начать устанавливать новый.
Сразу же с момента начала формирования резонанса в точке выхода появляется слабо светящееся пятно, которое примерно соответствует по форме и размерам прыгающему кораблю.
Оба двигателя, создающих резонанс, сдвигать можно. Точка выхода всегда неподвижна относительно альфа-двигателя, который является системой отсчёта.
Тот же резонансный двигатель можно также использовать и в качестве досветового. Если установить между двумя двигателями резонанс, но НЕ прыгать, можно создать между ними силу притягивания или отталкивания по желанию (то есть использовать друг друга в качестве реактивной массы). Мгновенно и на любом расстоянии. Величина этой силы зависит только от доступных владельцам энергетических мощностей (разгон тел потребляет энергию, вечных двигателей тут нет). Ну и конечно, от предельно допустимой для конструкции/пассажиров перегрузки - компенсаторов ускорения в этот мир как-то не завезли.
Также подчеркну, что это именно силы притягивания или отталкивания, то есть векторы ускорения всегда направлены вдоль прямой, соединяющей вошедшие в резонанс двигатели. Либо навстречу друг другу, либо друг от друга, вбок сманеврировать не выйдет, тут уже нужна обычная реактивная тяга. И второму закону Ньютона эта тяга тоже подчиняется, равная сила действует на оба двигателя.
А теперь собственно задачка, коллеги. Как будет выглядеть логистика и бои на таких движках? Какие нюансы тактики и стратегии прорисовываются? Кто хочет попробовать прикинуть на основе таких вводных, поиграться с формулой, предложить варианты атаки или защиты?
Почему?
Если в тактический прыжок можно отправит крейсер, то вдогонку за ним можно кинуть и бомбу. Так же, как кидают глубинные бомбы в погрузившуюся лодку. Как самый простой и очевидный вариант, калька с известной нам тактики, которую ты ставишь в параллель.
На хитрую жопу всегда найдётся хуй с винтом, это я тебе как военный скажу. И тактический сверхсвет не исключение. Будет он -- будут и приёмы ведения боя.
Чтобы сверхсвет был тактическим, он должен отвечать двум требованиям:
• быстрый вход/выход
• наблюдение и обмен информацией через световой барьер и/или по ту (сверхсветовую) его сторону
Несоблюдение первого требования ты разобрал сам. Несоблюдение второго означает, что ушедший на сверхсвет корабль выходит из боя. Да и хрен с ним, на поле остаётся победитель.
Соблюдение второго требования значит, что корабли могут взаимодействовать, находясь по разные стороны светового барьера. При этом преимущество нахождения по ту его сторону отнюдь не очевидно. Так же как неочевидно и преимущество погрузившейся подводной лодки над надводным кораблём. Оно зависит чисто от сеттинговых условий, которые ты задаёшь. И по мере развития техники может меняться в ту или иную сторону.
Я правильно понимаю, что
• А-установка остаётся в точке старта, Б-установка перемещается вместе с кораблём
• сам прыжок происходит мгновенно
• пространственных ограничений на расположение точек старта и финиша нет
• ограничение дистанции прыжка техническое (время формирования резонанса, мощность двигателя), но не физическое?
Альфа-установка в принципе может быть где угодно. Хоть в точке старта, хоть в точке финиша, хоть вообще в световых годах где-то слева.
Это повлияет на дистанции l1 и l2, и соответственно на время, но никак не на саму возможность прыжка. И да, она никуда не перемещается в процессе, перемещается только бета-установка с прикреплённым к ней полезным грузом.
Остальное да, всё верно.
Тогда ещё вопрос: как регламентируется подключение к А-установкам?
Если в указанной области есть гипердвигатель и он работает в режиме альфы, его оператор получает инфу: "входящий запрос, координаты беты такие-то, масса такая-то, точка выхода такая-то, принять/отклонить?"
Если принять - начинается формирование резонанса, которое и длится указанное по формуле время. Если отклонить - резонанс сбрасывается и альфа свободна для других бет.
Зная тебя, предположу, что под оператором подразумевается не обязательно человек, вполне может быть ИИ. Или простейший автомат, который может отказать в доступе без правильного пароля.
Полноценных, то есть "сильных" ИИ, правда, в этом сеттинге нет (хочу обойтись минимальным количеством допущений), но автоматы вполне управлять могут.
Тогда автоматизация всего процесса эксплуатации установки (техосмотры, мелкий ремонт, заправка и т.п.) скорее всего будет стоить дороже, чем содержание на борту человеческого экипажа или периодические визиты бригад техобслуживания на выведенные на позиции А-установки.
Дальше напрашивается мысль использовать удалённый автоматизированный доступ для перехвата контроля над вражескими А-установками (с дальнейшим использованием их в собственных интересах по месту расположения или угоном на новые позиции, в т.ч. посредством перевода в Б-режим). Но её мы отложим как практически неосуществимую в условиях, приближённых к реальным: очевидным решением этой проблемы станет многоуровневая защита, сводящая к минимуму вероятность успешной реализации таких фокусов. Тем меньшему, чем больший уровень контроля предполагается (подключиться и использовать для прыжка -- проще, с дополнительными ограничениями на массу транспортируемого корабля, позицию точки выхода и т.п.; перевести в Б-режим и угнать -- почти нереально).
По формуле ща прикину.
з.ы. Если у нас есть возможность войти в резонанс с установкой, отстоящей от нас на расстояние порядка световых лет, значит, у нас есть мгновенная связь. Скорее всего, для её обеспечения будут использоваться специально заточенные под эту задачу установки. Пропускной способности каналов связи должно хватить для межзвёздных интернетов.
• сумма l1+l2: напрашивается рациональная группировка А-установок, сокращающая оба отрезка. На основных трассах -- кластеры А-установок, обеспечивающие перемещение большого количества кораблей
• в числителе у нас квадрат перемещаемой массы, в знаменателе произведение масс А и Б-установок. Напрашивается специализация: в качестве Б-установок используем самые лёгкие, выгадывая лучшее соотношение масс установки и полезной нагрузки, в качестве А самые тяжёлые. Что предполагает и бóльшую энерговооружённость, помимо увеличения произведения ma×mb, оно же знаменатель формулы.
Мне странно, что никто больше из комментаторов прямо это следствие из формулы не заметил.
В точку. Как за счёт процесса подключения, так и за счёт "подёргивания тягой" уже установленных в резонанс двигателей.
Это в ЖЖ? Я туда пока не заглядывал.
Едем дальше. Если у нас действительно нет физических пространственных ограничений, то идеальным местом расположения кластера А-установок будет поверхность обитаемой планеты. Сразу решает массу проблем с обслуживанием, охраной и обороной. Этими же установками можно выводить космические аппараты на орбиту или суборбитальные траектории.
Идеальная точка выхода из гиперпрыжка -- как можно ближе к планете. Тут, конечно, встаёт вопрос её (точки) чистоты -- типа, если в этом месте что-то уже находится, то что будет с финиширкющим кораблём; поскольку абсолютной пустоты в природе не существует, я предположил бы, что механизм освобождения точки выхода от мешающих объектов заключается в их выталкивании из неё массой выходящего корабля. Так как молекулы газа распихать в стороны проще, чем молекулы жидкости, и тем более -- всякие каменюки и горы (да и третий знакон Ньютона здесь тоже должен работать), точка выхода должна быть где-то в атмосфере. Не обязательно в верхних слоях, тут плотность атмосферы не так важна, как точность наведения канала перехода, наличие в воздухе взвеси пылевых частиц, капель жидкости и летающих объектов и последствия ударной волны.
В условиях, приближённых к реальным, часть А-установок всё равно придётся выносить в открытый космос, так что место для игр в космооперу останется.
Точно.
Кстати, в режиме досветового двигателя ещё можно использовать планету как дополнительную точку опоры, передавая на неё механическую нагрузку отдачи.
А вот с точностью наведения всё очень весело. При дальности прыжка в световые годы, попасть в планету можно разве что по большой везухе. И то скорее попадёшь именно В планету, чем НА неё.
Допустим, ориентация альфа-двигателя с точностью до угловой секунды, тогда при дальности прыжка в один световой год - погрешность точки выхода составляет 152 световые секунды. Или примерно треть астрономической единицы.
Это если прыгать ОТ якоря. Если К нему, то естественно, погрешность почти нулевая, так как угол сходится, а не расходится.
Естественно.
Хотя может быть и неочевидно для читателя ))
Допустим, ориентация альфа-двигателя с точностью до угловой секунды (...) Это если прыгать ОТ якоря. Если К нему, то естественно, погрешность почти нулевая, так как угол сходится, а не расходится
Поэтому атакующей стороне потребуется разворачивать позицию подскока где-то на подступах к планете -- для точного наведения (как минимум) первого броска десанта. Потом корабли первого броска приземлятся и притянут на себя основные силы. Включая сюда тяжёлые двигательные установки, которые уже обеспечат переброску армии на плацдарм.
Планетарный альфа-движок "стреляет" в систему БДК и авианосцами, а те в свою очередь "стреляют" в планету бомбардировщиками, десантными челноками и истребителями для их прикрытия.
Трёхступенчатая, если брать именно атаку.
1. флот вторжения разворачивается на окраине системы
2. тяговая флотилия формирует позицию подскока на ближних подступах
3. первый бросок десанта атакует планету, отталкиваясь от этой позиции
Основные силы десанта в ней уже не нуждаются, их тянут на себя приземлившиеся корабли -- из внешнего района развёртывания. Они расширяют и укрепляют плацдарм, и на него приземляется бывшая тяговая флотилия. Которая уже формирует кластер А-установок для переброски армии/обеспечения действий своего флота вблизи планеты.
БДК и авианосцами
Линкорами ))
Резонансный двигатель -- новая ветка дерева технологий, не связанная напрямую со старыми достижениями в энергетике и космонавтике. При этом по производительности -- объёмах и стоимости вывода грузов на орбиту -- он кроет реактивные двигатели, как бык овцу. Поэтому прогресс в области реактивных резко затормозится. Как и прогресс в области энергетики: космическому кораблю-резонанснику за глаза и уши хватит реакции расщепления; наземные установки вообще можно запитать от ГЭС, ТЭС и т.д.
Так что первые поколения резонансников вполне могут иметь ЖРД/атомные реактивные двигатели в качестве вспомогательных и атомный реактор в качестве ГЭУ.
Дальше, целесообразность миниатюризации резонансного двигателя до габаритов истребителя/шаттла тоже сомнительна. Когда ничто не мешает выводить на орбиту целые капиталшипы, собирая их на земле. Где к их постройке применимо большинство решений, отработанных в морском кораблестроении и/или архитектуре (включая фортификацию).
Так что первое поколение капиталшипов будет ракетно-артиллерийским. Дальнейшее уже зависит от соотношения параметров защиты и нападения; в прошлом году я об этом писал.
Там уже да. Может появиться авианосец как платформа -- носитель группы мелких А-движков, разгоняющих истребители с Б-движками. С другой стороны, я не исключаю и появления сверхмалого Б-движка, устанавливаемого на одноразовый дрон -- он же управляемый снаряд. Хотя то и другое в принципе вопрос техничеких допущений. Какие ты устанавливаешь минимальные размер и массу резонансного двигателя?
Десантные челноки маловероятны при любом раскладе.
Капсулы и/или планёры для сброса из верхних слоёв атмосферы/с орбиты -- да, как вариант. Но скорее вспомогательный, чем основной. Основным я вижу скорее полноценные корабли-резонансники, спроектированные с упором на живучесть и/или огневую поддержку с земли. Которые забрасываются в нижние слои атмосферы и быстро приземляются, проскакивая зону местной ПВО. И на земле превращаются в форты, поддерживающие десант своей артиллерией.
Авиация -- это уже не первый бросок, а основные силы десанта. В которые можно включить корабли-ангары -- летающие аэродромы, поддерживаемые в воздухе А-движками десантных кораблей первого броска.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ограничений как таковых там нет.
Всё зависит от совершенства технологий, уровня миниатюризации и т. д. Но на данный момент (если его делать на уровне технологий современной России и США) - около тонны.
Безусловно. Гонка будет дикая, "на том, что есть". Вплоть до переделки современных АПЛ в духе "Космического линкора Ямато".
Кстати. Контакт между А и Б-установками может чем-то экранироваться? Например, массой планеты в непосредственной близости: расположенная на поверхности А-установка при расположении Б-установки над противоположной стороной планеты?
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ограничений как таковых там нет
Технические ограничения с определённого момента не менее фундаментальны )) Но смысл понятен.
Т.е. уже первому-второму поколениям резонансников технически доступны резонансные катапульты, кидающие во врага полуторатонными чемоданами? (около тонны -- сам движок плюс ещё половина на корпус, топливо, ГСН, боезаряд и прочую дребедень)
По изначальному замыслу - нет (ибо идёт через то самое гиперпространство, через которое и сами прыжки происходят). Но если это внесёт интересные нюансы в логистику, можно такой момент добавить.
Скорее, в тактику. Если сузить возможность естественной экранировки до планеты в непосредственной близости.
Тогда ушедшая за горизонт (не обязательно оптический) Б-установка будет терять контакт с ведущей её наземной А, что ограничивает пространство для манёвра и т.п.
Искусственную экранировку, имеющую цель разорвать контакт между установками противника, даст один из этапов развития Р-технологии, но доведение её до возможности боевого применения можно и не вводить в действие на протяжении длительного периода истории сеттинга.
Если у нас время в секундах -- единицах СИ -- и расстояние в световых секундах, то масса, надо полагать, в килограммах.
Допустим, соотношение mb:mf равно 1:4, т.е. корабельный двигатель занимает четверть массы корабля. Тогда для перемещения условного капиталшипа массой (mf) 100 тысяч тонн (108 кг) нам нужна установка в 25 тысяч (25×106 кг).
Старт с низкой орбиты (0,01 св.сек = 3 000 км), финиш в 10 светогодах (округляем до 3,2×108 св.сек). При таком раскладе на параметр l1 в принципе можно забить, для простоты.
Считаем и получаем в числителе 3,2×1024; если mb у нас равна миллиону тонн (109 кг), то в знаменателе получим 2,5×1015, и tr = 1,28×109 секунд, то бишь, 355(5 в периоде) тысячам часов, и я бы сказал, что это как-то до хуя. Если, конечно, я не обсчитался со степенями.
Если убрать квадрат, то в числителе будет 3,2×1016 и tr совсем с гулькин хер, что по идейным соображениям, как я понимаю, не катит. Разве что типичные дистанции межзвёздного прыжка по сеттингу мы будем брать в сотни парсеков.
Если массу считать в тоннах, то 3,2×1018 делим на 2,5×1010 и tr = 1,28×108 секунд, что уже получше, но тоже как-то многовато. Тем более что зависимость времени-расстояния вырисовывается линейная, прыжок на вдесятеро меньшую дистанцию и времени занимает в десять раз меньше.
gcugreyarea, Резонанс действует на всю корабельную материю, не исключая и тела экипажа
Тут есть одна потенциальная неувязка: время установки резонанса на больших дистанциях оказывается на порядки превосходящим продолжительность физико-химических процессов. Даже если не брать получившийся выше экстрим -- сорок лет для прыжка на десять световых, а сократить до суток: экипаж успеет несколько раз пожрать-посрать, в лампадах прогорит масло и т.п. И это мы ещё не закапываемся в тонкости молекулярной биологии и биохимии, где макромир смыкается с микромиром.
В общем, я бы оставил непосредственным действие резонанса только на некое рабочее тело, масса которого и идёт в формулу. А полезную нагрузку (включая другие элементы конструкции двигателя, где тоже идут физико-химические процессы) оно уже тянет за собой в гипер неким квазинаучно описанным способом.
Следствием из этого станет возможность изменять состав груза в процессе формирования резонанса.
з.ы. И по некоторому размышлению я таки предлагаю убрать квадрат mf из числителя. Балансируя практическую продолжительность создания резонанса соотношением масс А и Б-установок и дистанциями l1 и l2.
У тебя масса альфы (1 миллион тонн) в 10 раз выше массы корабля (сто тысяч тонн), то есть обгонять свет эта комбинация должна всего в десять раз. А полная масса корабля вчетверо больше массы двигателя, то есть предыдущая цифра должна сократиться ещё в четыре раза. Итого выигрыш по скорости - всего 2,5 - то есть в два с половиной раза выше скорости света, и набор резонанса для дистанции в десять светолет - четыре года.
Это, конечно, несерьёзно.
Правильный пример развесовки - гигатонная наземная альфа-установка забрасывает к противнику авианосец, состоящий из мегатонной бета-установки и миллиона тонн полезного груза. Это даёт выигрыш в 500 раз относительно скорости света (в 1000 раз соотношение массы и в 2 раза - "коэффициент двигателизации"). Время установления резонанса на десять светолет - 7,3 дня.
В свою очередь авианосец использует свой движок в качестве альфы для тысячетонного бомбардировщика (500 тонн двигателя и 500 тонн полезной нагрузки). Обгоняем свет в те же 500 раз, но сейчас нам нужно преодолеть только 1528 световых секунд погрешности при первичном прыжке, то есть время установки резонанса - чуть более трёх секунд. Менее, чем за час, можно перекидать сотню бомберов. Или тысячу истребителей (общая масса каждой машины 100 тонн, 50 тонн движка, 50 тонн полезной нагрузки, обгоняем свет в 5000 раз, время резонанса на ту же дистанцию 0,3 секунды).
Ну да. Два-три порядка разницы.
Тогда тем более встаёт вопрос, из чего состоит эта масса и что вовлечено в процесс резонанса непосредственно, а что опосредованно. Если принять идею с рабочим телом, то оно превращается в один из ключевых ресурсов сеттинга, контроль над производством и запасами которого становятся одной из стратегических целей.
А вот с логистикой надо ещё думать. Главное потенциальное преимущество -- возможность РД работать в альфа- и бета-режимах -- фактически, теряется, так как при двух-трёхпорядковой разницы масс тяговой и перемещающейся установок, местами их всё равно не поменяешь. Т.е. тяговую установку нельзя собрать на заводе одной планеты и перебросить в Б-режиме на другую -- только по частям и сборка на месте. Следствия из этого надо ещё прикинуть, они неочевидны.
Отчасти да, но: 1) Авианосец может работать альфой для своих истребителей - ТЕМ ЖЕ двигателем, которым выполнял и сам прыжок (на нём не надо монтировать вторую альфу).
2) Преимущество в массе на порядки нужно, только если нам надо на порядки же обогнать свет. А скажем, два систершипа могут прыгать по системе, по очереди используя друг друга как альфы - да, эффективная скорость всего 1/2 световой, но для внутрисистемных перемещений это и так неплохо. Полчаса с Земли до Марса.
С этим понятно, но я про транспорт и грузоперевозки.
На первом этапе экспансии и двухпорядковое превышение скорости света станет большим успехом. И при дистанции от метрополии до колоний в пределах 20-40 световых лет (более вероятной в нашем секторе галактики), это даст нам 2-4 корабль-рейса в год на установку. Правда, с грузооборотом в первые сотни тысяч тонн в год на установку же. Т.е. достаточно, чтобы быстро закрепиться "там", создав жизнеспособную колонию с населением в десятки тысяч человек. В среднесрочной перспективе доводящееся и до миллионов. И кстати, если принять вариант с рабочим телом, то пассажировместимость кораблей резко возрастает: пассажирам не надо торчать на борту весь цикл ввода в резонанс, соответстветственно, экономятся пища/вода/кислород, и людишков можно впихивать на борт больше.
Что тяговые установки метрополии одинаково хорошо работают от себя (рейс от метрополии к колонии) и на себя, это понятно. На себя даже лучше, потому как меньше погрешность расположения точки выхода. Это же и ставит колонии в зависимость от метрополии.
скажем, два систершипа могут прыгать по системе, по очереди используя друг друга как альфы
Да можно и с Земли так же разгонять, оно проще. И сразу открываются огромные перспективы добычи внеземного сырья. Углеводородов, прежде всего. Что лишний раз притормаживает развитие энергетики, но и хрен бы с ним, имеющегося уровня должно хватить.
Авианосец может работать альфой для своих истребителей - ТЕМ ЖЕ двигателем, которым выполнял и сам прыжок (на нём не надо монтировать вторую альфу
Тогда маневрировать в бою им придётся на собственных реактивных (или других вспомогательных) движках. Т.е. практическая реализация этой схемы возможна не раньше, чем прогресс альтернативных космических двигателей догонит резонансные.
Да и сама эта схема в принципе хороша только для первом соотношения брони и снаряда: яичные скорлупки с молотками. Потому что в ином случае тысячетонные атакующие корабли встретятся у цели с превосходящими их массой на порядок-два капиталшипами, лучше вооружёнными и защищёнными. И при более вероятном третьем -- паритетном -- соотношении им придётся хреново. Особенно если перебрасываются они к цели по одному, т.е. наращивание сил занимает время, сопоставимое с временем реакции обороняющихся.
Соответственно, область применения этой схемы сужается до операций против слабозащищённых целей.
gcugreyarea, ориентация альфа-двигателя с точностью до угловой секунды
Тогда получается, что топография гиперпространства тождественна обычной пространственной: линия там -- линия здесь. Разница в скорости прохождения сигнала -- в гиперпространстве она бесконечна, поэтому приём осуществляется одновременно с передачей.
При практической работе РД ты вводишь понятие ориентации вектора передачи сигнала. При расположении установки в космосе оно понятно, а что при расположении на поверхности планеты? Она ж, для начала -- вращается вокруг оси.
Похоже, топографию гиперпространства придётся менять. И вместо линейного канала перехода с отклонением по углу вводить что-то другое. Погрешность, кратную дистанции до А-установки или типа того.