Отдельные песни из неё я слушал давно, но только пару недель назад дошли руки прослушать целиком, от начала до конца.
Что я могу сказать. Ну в целом - вещь абсолютно шикарная. Рекомендую всем. Но есть пара... даже не неприятных, а скорее странных моментов, которые удивили.

1) Если не знать канона Кринна - абсолютно непонятно, что речь идёт о путешествии во времени. Создаётся полное впечатление, что Истар, куда отправляются герои - это просто другая страна того же мира.
"Телепортируем жрицу в Истар" вместо "хронопортируем". Ну это ладно, это позволительно, у нас тут не НФ. Маги боятся, что Рейстлин откроет Врата - но совершенно не боятся, что он может нарушить темпоральную последовательность. Крисания пытается усовестить Короля-Жреца моральными аргументами, вместо того, чтобы прямо заявить ему "Ваше преосвященство, я из будущего, и у нас там все знают, ДО ЧЕГО вы доигрались". Карамон вообще дико отжигает - обидевшись на брата, обещает ему "Завтра же возвращаюсь в Утеху" - как будто речь идёт о поездке в соседнюю деревню, а не о прыжке во времени. У него личный хроноворот в кармане, что ли? А потом фигеет с Летописца - "Как в будущее мог ты заглянуть?!", будто он сам не был недавно хронопутешественником.
Такхизис в Бездне приветствует Рейстлина, как старого знакомого, хотя он ещё не родился, и естественной реакцией богини должно быть удивление - "кто этот странный чувак, и откуда он так хорошо знает МОИ заклинания?" А если боги Кринна существуют вне времени - то она как бы должна быть в курсе, что её сейчас убивать будут.

PS - ага, нашёл. Это не баг, это фича - таков был замысел:
Из мюзикла убраны все темпоральные перемещения героев, для чего к одному времени отнесены Война Копья, Война Гномьих Врат (битва за Заман) и Катаклизм (падение Истара). Рейстлин только догадывается о будущем Катаклизме: «и город, возможно, уже не спасти».
Хорошо. Очень интересная концепция. Возможно, даже более логичная. Но тогда напрочь подвисает фраза Рейстлина "на этот город я смотрю уже давно" - ведь Карамон и Крисания прошли за ним буквально по пятам.
Вообще было бы интересно почитать таймлайн Кринна в таком варианте.

2) Вообще с убийством богов творится такая же фигня, как и с путешествием во времени.
Следим за руками

а) Слуги Такхизис атакуют Рейстлина
б) Крисания спасает Рейстлина ценой своей жизни
в) Рейстлин бросает умирающую Крисанию и уходит
Как из этого следует "мы сразили тьму, теперь свободен путь твой"? Такхизис жива-здорова, в полной силе, Рейстлин же теперь один, не очень-то боеспособен, и жрицы с ним больше нет.
Я, кстати, первое время вообще недоумевал, на фига ему было бросать Крисанию? Что мешало тупо посидеть с ней до смерти, держа за руку? Куда он так спешил?
Потом понял, что парня просто взяли на слабо - Такхизис его всю оперу троллила "не сможешь бросить, не сможешь" - вот он и решил доказать, что сможет. Предательство чисто из принципа - это, конечно, сильно, но в жизни и не такие идиоты бывают.

Хорошо, допустим он даже навалял Такхизис, получил море экспы, стал богом... но как отсюда следует "сразив иных богов"? Что Рейстлин не поделил с Паладайном, Реорксом и остальными? И почему этой эпичнейшей разборке не уделено ни строчки?

3) То, что из текста убрали Тассельхофа - это ладно. Но почему напрочь отсутствует Китиара? Она же сыграла огромную роль в формировании характера близнецов. Здесь же "у мамы росли близнецы-сыновья" - и никакого третьего ребёнка.

4) Один очень важный момент. Я первую книгу "Трилогии близнецов" читал очень давно, а вторую и третью так и не прочитал до сих пор.
У всякого вменяемого человека, увидевшего финал второй части (или знающего таймлайн Кринна) возникает вопрос - что за старческий маразм у Паладайна? Боги в ДнД - вполне реальные, разумные существа со свободой воли. Куда он смотрел, пока Истар десятилетиями устраивал разную фигню от его имени? Кто мешал явиться в гости к Королю-Жрецу и тупо стукнуть его по лбу посохом, если уж ему ТАК не по нраву было всё происходящее? Или банально "отключить ему Свет" - перестать творить чудеса в ответ на его молитвы? Даже если фанатик и не сделает надлежащих выводов, его, не подкреплённого священной силой, быстро подвинут. Нет, надо терпеть годами, а потом без всякого предупреждения устроить своим верным последователям геноцид.
Этот косяк можно логично объяснить, если в метафизике Кринна действует модель "Сеть для миродержцев".
Для нечитавших Олди, вкратце. Если жрец производит ритуал (молитву, жертвоприношение, или что-то ещё) правильно, бог НЕ МОЖЕТ не выделить ему надлежащую дозу божественной силы - независимо от того, что он сам об этом ритуале, его целях и самом жреце думает. Ритуал по сути зачёрпывает эту силу из божественного резервуара - как паразиты могут пить кровь хозяина абсолютно без согласия последнего.
С этой точки зрения всё более-менее логично. Месса Короля-Жреца была очень большим и очень могущественным ритуалом - призванным "истребить нечистые расы". Использовав тысячи верующих, она стянула на Кринн огромный "кусок" божественной энергии. Это не была банальная просьба, которую можно проигнорировать, это скорее похоже на запуск ядерной ракеты. Всё, что мог Паладайн - перенаправить этот заряд на другую цель.
С предупреждением тоже всё сходится, если предположить, что коммуникация богов и верующих в этом сеттинге хоть и возможна, но крайне затруднена. Не то, чтобы само послание переправить было трудно - трудно его переправить так, чтобы не оставалось сомнений в авторстве. Можно послать адепту вещий сон - но мало ли чего приснится по пьяни. Можно воплотиться в человекоподобную аватару (как, мы знаем, Паладайн делал) - но при этом теряются все божественные силы и попробуй докажи, что этот бродяга и есть божество собственной персоной.
А теперь вопрос к знающим канон ДнД - там всё так и есть? Или авторы вообще не задумывались над обоснуем?



@темы: идеи, критиканство