Если вдуматься, ведь "Хранители" Мура - это то же самое "Трудно быть богом", только в других декорациях. Вместо нормального средневекового зверства - нормальное империалистическое зверство. Да парочка сюжетных поворотов различается (именно в этой паре поворотов, кстати говоря, ТББ достовернее). А так почти один в один:

Манхэттен - Румата. "Я что угодно могу изменить... кроме человеческой природы". Бог собственной персоной, а фигли толку. От осознания этого постепенно едет крыша. Окончательно ломается на женщине. Правда, направление крышесноса диаметрально противоположное - если Румата эволюционирует из отстранённого наблюдателя-бога в кровно (во всех смыслах) заинтересованного человека, то Манхэттен напротив - чем дальше, тем меньше "одержим временем" и больше смотрит на людей, как на букашек за стеклом. Оба знают будущее, но несмотря на это (а может, именно благодаря этому) недальновидны и легко становятся объектами для манипуляций. А заодно причиной тех самых катаклизмов, которые пытаются предотвращать.

Озимандий - Рэба. Твёрдо знает, как лучше, и сколько крови при этом прольётся, его не волнует. Сила Манхэттена, золото дьявольской чистоты - всё пойдёт в дело. Выводы мы делать умеем. Книгочеев используем, затем травим.
Разница - Рэба формально неудачник, гений посредственности. Озя - весь из себя супермен, блистательный бизнесмен, учёный, супербоец. Но это всего лишь потому, что критерии успешности (как, кстати, и красоты) между земным двадцатым веком и арканарским средневековьем сильно различаются - а мы, зрители, к двадцатому веку ближе. С точки зрения рядового арканарца, Рэба был потрясающе успешен! "Два года назад любой аристократический ублюдок с презрением говорил о "ничтожном хаме, обманувшем государя", зато теперь, какого аристократа ни спроси, всякий называет себя родственником министра охраны короны по материнской линии". К неудачникам не примазываются. Да, он проваливал любое порученное дело, но в Арканаре это никого не волнует, пока он на коне. К неудачникам не примазываются. По меркам своей планеты и своего времени - Рэба такой же красавец, супермен и баловень судьбы, как Озя для нас.

Роршах - Арата Горбатый. "Никаких компромиссов. Даже перед лицом Армагеддона". "В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину - это всегда наполовину враг". "Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо. Улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью и, когда стоки будут окончательно забиты, вся эта мразь начнёт тонуть, когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят: СПАСИ НАС, ну а я прошепчу… НЕТ". "Я выжгу золоченую сволочь, как клопов, всех до одного, весь их проклятый род до двенадцатого потомка. Я сотру с лица земли их крепости. Я сожгу их армии и всех, кто будет защищать их и поддерживать. Можете не беспокоиться - ваши молнии будут служить только добру, и когда на земле останутся только освобожденные рабы и воцарится мир, я верну вам ваши молнии и никогда больше не попрошу их". "Если Бог и видел нас тогда, то он решил не вмешиваться". "Вам не следовало спускаться с неба, - сказал вдруг Арата. -
Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам".
Ну да, один крайне правый, второй крайне левый. Но эти крайности сходятся. Кстати, правые взгляды Роршаха довольно странны с учётом его биографии и всего, что ему пришлось видеть.

Дальше соответствие образов уже не столь однозначное.
Комедиант - Вага-Колесо с лицом и нравом барона Пампы. Как Вага, он работал вместе со своим будущим убийцей, но разочаровался в его затеях. Как и Вага, считал, что знает этот поганый мир вдоль и поперёк, но в действительности оказался недостаточно для него циничен - и был сметён с дороги ясноглазым идеалистом. Правда Комедианту повезло больше - или меньше, как посмотреть. Он успел перед смертью ужаснуться и понять главную шутку. Вага, скорее всего, так и не успел. Комедиант осознавший - это отец Кабани. "Кто сложил все в ящик - он знал, для чего это выдумано... Колючки от волков?! Это я, дурак, - от волков..."

Хоть и хочется, но аналогию между Кирой и Шёлковым Призраком никак не провести. Хотя Лора и выступает символом, ломающим вектор поведения Манхэттена-Руматы, она в отличие от Киры - достаточно жёсткая и волевая личность. Речь не о борьбе с преступниками (это она как раз делала под влиянием матери). Но по крайней мере, ей хватило решимости бросить бога и закадрить простого смертного, более отвечающего её интересам. Киру, способную на такое, я не представляю.

Наконец, если Комедиант взял себе внешние признаки Пампы, то Сове досталась его сюжетная роль. Прекраснодушный аристократ, сильный, хоть и чуть глуповатый, доказывающий своим существованием, что не всё так плохо в этом мире, и что немедленного экстерминатуса он не заслуживает. Оба демонстрируют такую себе "домашнюю крутость", милую и уютную. И оба оказываются совершенно бесполезны, не в силах остановить своими располневшими тушками катящийся в пропасть мир. ЧСХ, оба несмотря на провал - выжили. Что в Арканаре, что в мире Хранителей это редкость.

URL записи