• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:22 

Тяжела мастерская работа

Нет, я таки фигею с некоторых игроков.
Две фракции с радостными криками бегут друг к другу налаживать контакт. Я отношусь к этому делу очень скептически, потому что заранее предвижу, что ничего, кроме геморроя, из этого контакта не выйдет. Но они настаивают - мы хотим общаться, и я скрепя сердце допускаю их встречу.
Сегодня игроки за эти фракции наперегонки прибегают ко мне и просят каким-нибудь мастерским произволом их развести обратно, потому что они друг друга уже вконец задолбали.
Я вздыхаю и предлагаю им разные способы прервать этот контакт.
Так что вы думаете? Они мне ещё ныть начинают - это недостоверно, это некрасиво, это нам не нравится...


@темы: ролевое, достали, глупость

22:22 

Тяжела мастерская работа

Нет, я таки фигею с некоторых игроков.
Две фракции с радостными криками бегут друг к другу налаживать контакт. Я отношусь к этому делу очень скептически, потому что заранее предвижу, что ничего, кроме геморроя, из этого контакта не выйдет. Но они настаивают - мы хотим общаться, и я скрепя сердце допускаю их встречу.
Сегодня игроки за эти фракции наперегонки прибегают ко мне и просят каким-нибудь мастерским произволом их развести обратно, потому что они друг друга уже вконец задолбали.
Я вздыхаю и предлагаю им разные способы прервать этот контакт.
Так что вы думаете? Они мне ещё ныть начинают - это недостоверно, это некрасиво, это нам не нравится...


@темы: глупость, достали, ролевое

18:06 

К вопросу о Избранных :-)

Оригинал взят у shandar_alan в К вопросу о Избранных :-)
Бароны воюют, бароны пируют,
Сюжет их выносит на вилы и меч
А Избранный, сволочь, растет и жирует
Прикрытый роялями с пяток до плеч.

Бароны, ругаясь, латают доспехи,
Считают оставшихся в замках бойцов,
А Избранный, сволочь, с пустышкой успеха
Идет, не считая своих мертвецов.

Бароны уходят на поиск Грааля
Теряют друзей средь пустынь и болот,
А Избранный, сволочь, по воле рояля
Реликвии, не напрягаясь, гребёт.

Бароны влюбляются, холят надежду,
Льют кровь на турнирах, калечатся там,
А Избраный, сволочь, легко и небрежно
Свою пополняет коллекцию дам.

Бароны готовятся к бою, достали
Избранники света и апостолы тьмы,
"Не будет победы!" - пророчат рояли
Ответят бароны - "Наш выбор, в нем мы!"




@темы: юмор, прекрасное

18:06 

К вопросу о Избранных :-)

Оригинал взят у shandar_alan в К вопросу о Избранных :-)
Бароны воюют, бароны пируют,
Сюжет их выносит на вилы и меч
А Избранный, сволочь, растет и жирует
Прикрытый роялями с пяток до плеч.

Бароны, ругаясь, латают доспехи,
Считают оставшихся в замках бойцов,
А Избранный, сволочь, с пустышкой успеха
Идет, не считая своих мертвецов.

Бароны уходят на поиск Грааля
Теряют друзей средь пустынь и болот,
А Избранный, сволочь, по воле рояля
Реликвии, не напрягаясь, гребёт.

Бароны влюбляются, холят надежду,
Льют кровь на турнирах, калечатся там,
А Избраный, сволочь, легко и небрежно
Свою пополняет коллекцию дам.

Бароны готовятся к бою, достали
Избранники света и апостолы тьмы,
"Не будет победы!" - пророчат рояли
Ответят бароны - "Наш выбор, в нем мы!"




@темы: юмор, прекрасное

16:25 

Друзья-товарищи, нужен совет

Кто может подсказать на просмотр аниме в жанре меха с хорошей компьютерной графикой?
Хотя бы уровня Вандреда.
Захотелось тупо хлеба и зрелищ. Смысл необязателен, главное, чтобы глаз радовался. И чтобы желательно аниме было полностью законченным, так что Гандам Юникорн не подходит, его вроде ещё не досняли.


@темы: поиск, коротко, аниме

06:00 

Это восхитительно!

07.02.2013 в 16:29
Пишет Сурт:

Do the Evolution!


URL записи

06:53 

Это у них что, традиция такая?

Вот интересно, когда сценаристы аниме поймут, что от мелких и многочисленных снарядов надо ставить защиту, а от больших и тяжёлых - уворачиваться?
А НЕ НАОБОРОТ, блин!


@темы: глупость, коротко, достали

21:30 

Загадай желание?

Почему-то представилась такая концовка Fate/Zero.
Эмия Кирицугу всех успешно обманул, предал и подставил, всех оппонентов убил, всеми союзниками пожертвовал, выиграл Войну.
Сэйбер под действием командного заклинания получает Грааль... а из него Кьюбей вылазит.


@темы: юмор, коротко, аниме

02:06 

Обитаемый Остров, мысли вслух

Одно обсуждение в сообществе Стругацких навело на интересную мысль.
А зачем Неизвестные Отцы на Саракше вообще скрывали от народа истинное предназначение Башен?
Допустим, ложь насчёт противобаллистической защиты была необходима поначалу - иначе никто бы им не дал построить Башни и Центр. Но потом, когда их включили - зачем было поддерживать эту ложь?
У народа же в поле Башен было полностью выключено критическое мышление! Отцы могли сказать "мы промываем вам мозги ради вашего же блага" - и народ бы с радостью их поддержал - да, промывайте нам мозги ещё и ещё!
Или секретность поддерживалась, чтобы не давать козырей в руки внесистемных выродков?


@темы: коротко, критиканство, социалка

00:34 

Забавно

Альфред Бестер в научно-фантастическом романе Тигр! Тигр! (англ. The Stars My Destination), написанном в 1956 году, частично применил мотивы романа Дюма. Обычный космический чернорабочий оставлен в разрушенном судне, где клянётся отомстить тем, кто покинул его. Он спасается, но после заключён в тюрьму, убегает, после становится богатым и начинает мстить.

А ведь действительно что-то похожее в этих двух персонажах есть.
Но кто бы объяснил, почему при всём сходстве они производят совершенно разное впечатление? Почему Гулли Фойл кажется мне величественным и пугающим, а Эдмон Дантес - жалкой и ничтожной личностью?
Это у меня одного такая аберрация восприятия, или действительно есть некая принципиальная разница в этой парочке? Ну кроме того, что Гулли Фойл имеет татуировку и умеет джантировать?


@темы: космоопера, коротко, критиканство, о себе, фантастика

06:42 

Острополитическое.

Снова вспомнил о Граде поэтов.
В чём слабость современной России?
Нет, не в ядерных ракетах, не в танках, не в правительстве и даже не в экономике.
Слабость современной России в том, что у неё отсутствует свой культурный стиль на экспорт.
Впрочем нет. Не стиль. Свой мем? Нет, тоже неправильно.
Скажем так, у России нет того, что она в культуре может делать лучше всех - и в чём ей бы стремились подражать. Не знаю, как это правильно назвать.
У США это голливудские высокобюджетные игровые фильмы. У Японии - аниме. У Индии есть Болливуд и "Индийское кино", где все поют и танцуют. Даже у Латинской Америки есть свой экспортный стиль - сериалы в жанре мыльных опер.
Вот не знаю, можно ли считать культурным мемом понятие "немецкая порнография" - но выражение "йа, йа, дас ист фантастиш" знают даже те, кто ни одного порнофильма в жизни не смотрел. Всё же это чересчур специализированный мем, большие массы им не зацепишь.
А вот у России своего характерного "почерка" нет. У Советского Союза он был - "Советское кино". Но после распада Союза он устарел, а новой системы мемов так и не выработали. Чёрт возьми, даже у "лихих девяностых" была своя характерная подпись - так называемая "чернуха". А сейчас какой-то культурный вакуум. Либо неуклюжее подражание Западу/Востоку, либо вообще непонятно что и о чём.


@темы: коротко, реал, социалка

07:16 

Мы живём в будущем!

Роберт Хайнлайн однажды написал: лучший способ придать описанию привкус будущего - это внезапно вставлять диковинные штрихи повседневности. И привел пример: «Диафрагма двери открылась».
В «Мошке» встречается целый ряд таких штрихов. Надеемся, что не испортили книгу, рассовав там и сям изобретенные нами реалии. Одна из самых ярких подробностей - использование персонального компьютера, который не только занимается вычислениями, но и дает владельцу доступ к любой ближайшей базе данных; в результате вы получаете ответ на любой свой вопрос (конечно, если такой ответ существует, а вы смогли правильно задасть вопрос).

(c) Ларри Нивен, Джерри Пурнель, "Как мы писали «Мошку в зенице Господней»".

Обратите внимание, это писал не Жуль Верн и даже не Иван Ефремов. Авторы, фактически, наши современники - Нивен и сейчас успешно издаётся.
Но то, что для нас обыденность - для них тогда было фантастической деталью наравне с Движителем Олдерсона и Полем Лэнгстона.
Я кажется понял, откуда возникла иллюзия "остановки прогресса".
Просто повальная интернетизация в девяностых была таким резким скачком вперёд, таким острым изменением образа жизни, что человечеству понадобилось около десяти лет (все двухтысячные), чтобы её переварить и к ней приспособиться. Вот и не было фундаментальных открытий.
А сейчас оно потихоньку снова начинает разгон.


@темы: коротко, технологии, фантастика

20:48 

Вопрос моим читателям и френдам

А вот скажите, любезные мои читатели - каких вы знаете литературных, фильмовых и анимешных персонажей - имморталистов?
То есть желающих бессмертия для себя лично - вагон и маленькая тележка.
А имморталистов альтруистичных, которые хотели бы победить смерть, как явление, и принести бессмертие всему человечеству - я вот даже и припомнить не могу, кроме может быть Гильгамеша...
Сизиф сковал Танатоса, что на несколько лет избавило человечество от смерти, но это было не его целью, а побочным эффектом - царь заботился только о собственной жизни.

Тот же самый вопрос хочу задать относительно персонажей-трансгуманистов.


@темы: коротко, поиск, трансгуманизм, фантастоведение

05:10 

Бытие определяет сознание

Вот сколько раз я перечитывал эти строчки:

— Ничего не могу вспомнить о Массачусетской машине, — сказал Банин. — Ну, ну?
— Знаете, это древнее опасение: машина стала умнее человека и подмяла его под себя… Полсотни лет назад в Массачусетсе запустили самое сложное кибернетическое устройство, когда-либо существовавшее. С каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью и все такое… И проработала эта машина ровно четыре минуты. Ее выключили, зацементировали все входы и выходы, отвели от нее энергию, заминировали и обнесли колючей проволокой. Самой настоящей ржавой колючей проволокой — хотите верьте, хотите нет.


И каждый раз недоумевал - на фига порты-то цементировать? К чему или к кому может подсоединиться выключенная машина? И что это за странная вообще манера блокировать неугодный компьютер - заливать цементом соединительные гнёзда?! Почему их просто не демонтировать?
И только сегодня, в очередной раз наткнувшись на эту цитату, я сообразил, что Стругацкие под "входами и выходами" имели в виду совсем не информационные входы и выходы! Речь шла о физических дверях и коридорах, через которые в пультовую или во внутренности машины люди ходили! И тогда цементирование становится вполне обоснованным - чтобы какой-нибудь умник туда не пролез и не запустил машинку снова.
Дитя компьютерного века, блин.


@темы: коротко, о себе

22:55 

Всё новое - это...

Блин, я понял, откуда Розов взял свою Меганезию - добрая половина его "свежих" утопических находок представлена у Шекли, в "Билете на планету Транай"...


@темы: дистопия, коротко, социалка, утопия, юмор

22:42 

Психоисторическое кольцо

Это совершенно прекрасно. Безотносительно к реальности. Как умозрительная концепция. Полный чад и угар кутежа.

Оригинал взят у gest в Психоисторическое кольцо
(...)

Да. Комментируя эссе Пурнеля, его издатель Джим Баэн сказал:

Note also the odd sympathy and support between the diagonally facing quadrants, as opposed to the antipathy between contiguous ones-at first blush diagonals would seem to make natural enemies, yet artists, intuitive by definition and anti-statist almost by definition, yearn for a world where true art is replaced by Socialist Realism-while libertarians provide the theoretical groundwork for right-wing dictatorships! Odd, very odd.

"Отметьте странную симпатию и поддержку между секторами, расположенными по диагонали друг от друга, и, напротив, антипатию между соседями; казалось бы, полные противоположности должны быть естественными врагами, но, тем не менее, художники, по определению полагающиеся на интуицию (и, практически по определению, презирающие государство), мечтают о мире, где на смену истинному искусству придёт социалистический реализм - а либертарианцы предоставляют теоретическую основу для идеологии крайне-правых диктатур. Странно, очень странно".


Сразу хочется ответить - потому и странно, что схема перекручена. Естественно, для левого анархиста тот же социалист будет ближе, чем какой-нибудь правый; так и "хаотик-гудовый" персонаж будет скорее терпеть "лоуфул-гудового" персонажа, чем общаться с откровенно "ивильными" ребятами (см.).

Но мне захотелось сделать из этого что-то иное. Допустим, "психоисторическое колечко". Я писал, что в этом и состоит одна из великих идей фантастики - мы можем имитировать знание вещей, о которых мы на самом деле ничего не знаем. Главное, чтобы никто о них не знал лучше нас. Психоистории не существует, так что мы вполне можем заявить, что "колечко" - это упрощённое изложение какого-нибудь фундаментального психоисторического закона.

В какой ситуации обычно возникает симпатия между "диагоналями", полными противоположностями?

"Чатуранга похожа на шахматы, но неторопливей (выше роль долгосрочной стратегии) и участников четверо. Фигуры ходят по кругу, т. е. у каждого из игроков свое направление хода пешек. Это гениальная модель реального противоборства (в основе которой - символ свастики). Гениальная модель нетранзитивных выборов".


Возможна другая смысловая рифма - по функциям. А функция у Серой Зоны описываются через четырёхугольник А-Б-В-Г, где каждый тип юнита проигрывает своему предшественнику и бьёт следующего в цепочке.

[О, да. Я снова вспомнил легендарный тот легендарный пост gcugreyarea о четырёхугольной модели космооперных юнитов, на который я ответил своим собственным.

Коротко - у нас есть большие (защищённые) и малые (сверхманёвренные) корабли, а также вооружение, эффективное против больших или против малых кораблей (большие и малые пушки, условно говоря). Большой корабль с большими пушками - дредноут, большой корабль с кучей маленьких пушек - заградитель, маленький корабль с маленькой пушкой - истребитель, маленький корабль с большой пушкой - бомбардировщик. Каждый бьёт следующего в цепочке. Отсюда естественная дружба между между дредноутом и истребителями (которые сбивают бомбардировщики) и между заградителем и бомбардировщиками (которые топят дредноуты). Из этого уже вырастает красная и синяя тактика. Схема, подчёркиваю, абсолютно абстрактна и условна.

Где-то здесь arishai спросила меня, почему я всё свожу к разборкам между боевыми юнитами. Единственный ответ, который я мог дать, заключался в том, что большинство мужчин любит читать про войнушку, даже если она ведётся между условными единицами.]

Упрощая, получим примерно следующее:



Естественно, коммунисты (социал-демократы, сторонники "нового курса" Рузвельта и пр.) должны бить фашистов, как во время Второй мировой. Выводим отсюда принцип, что в схватке двух государств или аналогичных структур, как правило, побеждает более рациональное государство или структура. Отсюда получаем, что рациональное государство - это государство, заточенное под борьбу с другим государством. Речь не обязательно должна идти о войне, противостояние может быть экономическим или каким угодно. Главное, что это борьба с внешними, сопоставимыми по силе и масштабам конкурентами. Рациональное государство - это дредноут, убийца других кораблей. Но рациональность - это всегда понятие относительное, оно зависит от эпохи и от противника. Все люди и все государства сочетают в себе рациональное и иррациональное, весь вопрос в соотношении этих качеств. В схватке кто-то всегда окажется более трезвым и более эффективным.

Да, я начал с разговора о людях, а теперь говорю о государствах. Но давайте определим рациональное государство, как структуру, созданную "рациональными государственниками" и использующую их в качестве составных элементов. Думаю, никто не будет спорить с тем, что "рациональные государственники", верящие в коллективизм, альтруизм и разум, всегда будут стремится объединиться друг с другом и образовать единую структуру-суперорганизм. Государственников нужно измерять в государствах.

Примеры рациональных побед - победа Севера над Югом во время Гражданской войны в США, победа красных над белыми во время Гражданской войны в России, победа антигитлеровской коалиции во Второй мировой. Видимо, из этого можно сделать вывод, что рациональная победа некрасива. Искусство иррационально, оно возникает из нужды; у рационального государства обычно бывает больше ресурсов, больше союзников, больше пространства для манёвра. Сама эффективность рациональной структуры заставляет её вести себя крайне неизящно. Она не собирается играть с противником в трёхмерные шахматы, ей достаточно победы за счёт ресурсов и подавляющего превосходства.

Фашисты, в свою очередь, перемножают на ноль всяких хиппи (богему, анархистов, контр-культурщиков). Тут тоже всё очевидно. Люди с коллективно-иррациональной рамкой стремятся объединиться с другими носителями тех же иррациональных представлений, чтобы общими усилиями давить тех, кто не совпадает с ними по этим параметрам. В первую очередь - иррациональных индивидуалистов, так как они выступают против любых сложных структур. Итак, иррациональное (или антирациональное) государство - это структура, заточенная под борьбу с отдельными людьми, с индивидуальностями. Таких людей иррациональное государство стремится подчинить, подавить, изолировать, в предельном случае - уничтожить. В этой области, согласитесь, фашистские государства достигли больших успехов. Иррациональное государство - это корабль-заградитель.

Отсюда получаем, что сложную систему можно оптимизировать либо для борьбы с другими системами, либо с отдельными "неправильными" элементами, но не для того и другого одновременно. Присущее фашистам представление о том, что борьба с собственными гражданами и целыми категориями населения повышает обороноспособность государства, является опасным заблуждением.

На самом деле, иррациональные индивидуалисты не способны причинить серьёзный ущерб рациональному государству ("истребители" не могут достать "дредноуты"). Настоящее рациональное государство не боится ни анекдотов, ни пародий, ни шуток, высмеивающих его руководство и его основателей, ни сомнений в своих идеалах. Именно потому, что оно основано на рациональных, логичных принципах.

Теперь о способах борьбы. Если государства сражаются друг с другом или с отдельными людьми на физическом уровне, то у носителей индивидуалистической рамки всё иначе. Они взаимодействуют, распространяя свои мемы-идеи. Понятно почему - если бы индивидуалисты стали драться друг с другом на материальном уровне, начала бы побеждать бОльшая и лучше организованная группа, которая быстро превратилась бы в настоящую корпорацию, армию или государство. И если бы иррациональные индивидуалисты объединились с друг другом для того, чтобы силой навязать остальным людям свои видение и свои идеи, они стали бы иррациональной структурой. И их победила бы другая структура, заточенная под борьбу с фашистскими структурами. В любом случае, индивидуалистичная рамка была бы утрачена.

Итак, хиппи и вольные художники - это космооперные истребители, которые пудрят друг другу мозги. По-крайней мере, пытаются.

Их основные жертвы - неповоротливые рациональные индивидуалисты. За счёт своей рациональности, ударники капиталистического труда и пророки героического эгоизма должны быть сильны на материальном уровне. Но не на уровне идей. Человеку нужно во что-то верить, человеку нужен какой-то смысл. У государственников хотя бы есть государство. А во что верить им? Зарабатывай, зарабатывай, зарабатывай, отбирай ресурсы у неэффективных структур и оставляй их себе - а что дальше? И тут приходит к такому идейному рыночнику хиппи-анархист и говорит: "Эй, чувак, курни, затянись, скушай таблетку, послушай Imagine". И человек, который никогда не верил ни в о что, кроме Невидимой Руки, вдруг понимает, что Бог есть... и Она любит всех нас!

[Это вторая вещь, которая не понравилась makarovslava. Как рациональные люди могут проигрывать иррациональным? Где справедливость в том, что на уровне идей и мемов побеждают менее рациональные люди, которые быстрее распространяют свою иррациональную идентичность - и заражают ей людей, которые более рациональны, а потому уязвимы?]

Наконец, рациональные индивидуалисты побеждают рациональные структуры - бомбардировщики топят дредноуты. Не на материальном уровне, естественно, они не супергерои-диверсанты. Но они, опять же, распространяют свои мемы и свою идентичность - запускают мем-вирусы, как "торпеду". Рациональные индивидуалисты по Пурнелю - это либертарианцы и поклонники Айн Рэнд. Это фанатики рынка. Они ненавидят государство, ненавидят социализм, ненавидят любые социальные программы и саму идею помощи слабым и неимущим. Их социальная задача - демонстрировать свою успешность и своё превосходство. Разум действительно можно использовать для решения проблем - а именно, для перераспределения в свою пользу всех доступных ресурсов и повышения своего благосостояния. Эгоизм свят.

В каждой сложной структуре есть люди, которые находятся наверху, которые сидят около важных рычагов и управляют потоками ресурсов. Если в результате мем-атаки они надевают на себя рамку рационального индивидуализма, скопировав её у рыночников, они начинают вести себя соответствующим образом - то есть, работать на себя и против структуры, используя все те возможности, которые структура им дала. А как же иначе. Ресурсы всегда достаются тем, кому они нужнее, рынок расставит всё по своим местам, а неэффективные должны умереть. Очевидно, что подобные идеи у отдельных высокопоставленных элементов - это приговор для рациональной структуры в целом. Они разорвут её на куски, изнутри, и поделят останки между собой.

Таким образом, рациональная структура либо гибнет в бою с другой, более крупной-развитой-эффективной структурой, либо деградирует и распадается из-за того, что её элиты заразились вирусом разумного эгоизма и утратили коллективную идентичность.

Понятно, что каждая из четырёх групп прежде всего ненавидит ту, для которой она уязвима. Но не имея возможности дотянуться до своего настоящего обидчика, она проецирует его качества на ту группу, которая уязвима для неё самой.

Таким образом, фашисты ненавидят хиппи, потому что считают их агентами коммунистов, внешнего врага. (Евреи - орудия тайного сионистского мирового правительства, диссиденты - пятая колонна на службе у американцев и НАТО, и т.д..) А рыночники ненавидят социализм, потому что считают, что это строй, созданный хиппи-леваками. Аналогично, хиппи считают идейных капиталистов фашистами, а коммунисты считают фашизм порождением рыночной экономики. Разница понятна?

Это уже позволяет сформулировать два идеала.

Левая утопия - это союз иррациональных индивидуалистов и рационального государства. Сложная, по-умному организованная структура правильно распределяет ресурсы, своевременно отвечает на вызовы и быстро развивается, требуя от своих элементов только лояльности к коллективным рациональным идеалам. На иррациональном уровне все предоставлены сами себе, каждый имеет право сходить с ума по-своему - полная свобода слова, совести, собраний и сексуальной ориентации. В идеале, чиновников подобной структуры - "рациональных государственников" - стоит вообще заменить на роботов. Естественно, контркультурщики постоянно критикуют власть - и этим помогают ей, спасая её от перерождения и блокируя распространение опасных "эгоистичных" мем-вирусов. Сила такого государства в "главном калибре" - т.е., оно способно физически поломать или разорить любого конкурента.

Правая утопия - это союз рациональных индивидуалистов и иррационального государства. Общая структура задаёт строгую иррациональную рамку - как надо себе вести, как одеваться, что достойно, а что нет. Мужчины ходят в строгих костюмах и с короткими стрижками и т.д.. При этом, основное давление приходится на низшие уровни социальной пирамиды. Сильные, умные и инициативные люди обладают правом на борьбу, конкуренцию, обогащение и демонстрацию своей успешности - при соблюдении внешних приличий. В идеале, бесправных пролетариев  можно вообще заменить на роботов. Сила такого государства в "торпедах" - в той зависти, которую у сановников сопредельных государств вызывает образ жизни успешных элитариев. Понятно, что даже такому государству понадобится определённое число собственных "истребителей" - поэты и пророки нужны всегда.

В общем, правая утопия - это такой сильно идеализированный Рим времён поздней Республики. Хотя отдельные специфические товарищи пытались рисовать такую утопию на основе сталинского общества - с успешными менеджерами-корпоратами, стоящими во главе своих наркоматов, заводов, конструкторских бюро, и т.д..




@темы: космоопера, критика, о друзьях, о себе, полезное, социалка, философия

04:22 

Ардынский детектив

Я вообще большой любитель такого жанра, как фанфики. Я и сам их пишу, и читаю с огромным удовольствием. Но есть один писатель, которому, на мой взгляд, с фанфиками и фанфикерами ужасно не повезло. Это Джон Рональд Руэл Толкин.
То есть как - не повезло. С моей субъективной точки зрения, как читателя - не повезло. По крайней мере в русскоязычном фэндоме. Переводя мою субъективную точку зрения в объективную, можно сказать "мне не нравится, что сотворил с Сильмариллионом русскоязычный фэндом". Лично мне, да.
То есть у него гигантская команда (по)читателей и продолжателей - вряд ли ещё у какого-то писателя есть такой огромный фэндом. Но "нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята"...
Суть этой самой претензии я уже высказывал - человеческое, слишком человеческое. Что у Ниенны, что у Перумова, что у Брилёвой. Еськов, правда, этим не страдал, но у него от Средиземья вообще одно название осталось.
В своё время я как-то накатал целую серию постов про это. Но один пост так и остался ненаписанным - меня отвлекли другие темы, а потом я стал старым, толстым и ленивым.
Но недавно gest поднял эту тему в своей серии постов, и я встрепенулся, как старый боевой конь при звуках трубы. И понял, что должен завершить эту тему, рассказав про своё видение Первой Войны, её причин и последствий - того, что в Музыке Айнур называлось Диссонансом Мелькора, а в материальном мире - Искажением Арды.

Я тогда написал, что есть лишь два способа понимания Валар - либо как мелких людишек с непомерными возможностями (власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно), либо как бесконечно далёких от человека "машин терраформирования", чьи мотивы для нас запредельны и непостижимы.
Но позже понял, что возможен и третий вариант. Именно к этому варианту пытался приблизиться сам Профессор в своих "Преображённых мифах".

Итак, из каких постулатов я бы исходил, если бы писал фанфик по Толкину, стараясь сохранить максимальное уважение к первоисточнику - но при этом желал описать в нём мотивацию таких существ, как валар.
1) Никто из Валар, включая Мелькора, не является дураком - то есть все способны просчитывать последствия своих действий ХОТЯ БЫ на человеческом уровне. Если читатель книги способен увидеть в действиях Валы некую глупость или ограниченность - то сами Стихии на это тоже способны. И всё, что делают, они могут обосновать.
2) Никто из Валар, включая Мелькора, не является злодеем - то есть не хочет целенаправленно зла своим собратьям и Детям Илуватара. То, что люди называют злом, может для Валар быть допустимым побочным эффектом - но не самоцелью. Валар не хихикают гаденько, видя как другим плохо, и не напевают себе под нос "что бы такого сделать плохого".
3) Никто из Валар, включая Мелькора, не является мелочным. То есть они способны, воплощаясь в тела-фана, испытывать и понимать такие человеческие страсти, как любовь, похоть, гнев, зависть, страх, одиночество, голод, усталость... Но эти страсти не могут РУКОВОДИТЬ ими. Если Вала приводит в действие силы планетарного масштаба - значит, у него для этого есть причины планетарного масштаба.
4) Эру Илуватара всё перечисленное тоже касается.

Итак, в чём же состояло пресловутое Искажение?
Парадокс в том, что мы прекрасно знаем конечное состояние системы - нам не надо напрягаться, чтобы его представить. По Профессору, мы все, современные люди - живём в искажённом, неправильном мире. И считаем его единственно возможным, потому что другого никогда не видели.
А вот представить себе Арду Неискажённую, представить, чем она была так уж хороша - это для нас задача почти непосильная. "Варда сохранила часть Первичного Света (это было ее исходным предназначением в Великой Повести)". (с) Чем же был так ценен Свет Валинора, если он представлял собой лишь маленький кусочек, отражение Арды Неискажённой? Ради этого Света, заключённого в Сильмариллах, начинались войны. Даже Мелькор и Унголиант жаждали этого самого Света, при том, что Мелькор сам и был автором Искажения.
Самое простое объяснение - эстетическое. Свет не таит никакой практической пользы. Он просто красив, офигенно красив - так, что все рациональные аргументы оказываются побоку.
Проблема в том, что красота - понятие субъективное. Что для одного красиво, для другого уродливо. Ценность же Сильмариллов безусловно признавали ВСЕ, вне зависимости от стороны, на которой находились. Мелькору они руки обжигали - плевать, все равно не отдам. Это уже похоже на наркотическую эйфорию.
Была, кстати, в истории Средиземья другая блестящая фиговина с похожими свойствами - Единое Кольцо. "Нашу прелессссть" тоже никто, никогда и ни за что бросить не желал. Но Кольцо, помимо психотропного давления на мозги, ещё и какую-никакую пользу приносило. Как минимум - невидимость и продление жизни, хотя Толкин неоднократно намекает, что были у него и другие функции. Сильмариллы же, кажется, никакой практической пользы не имели (исключая потенциала использования в качестве "зажигания" для погибших Древ Валинора, но вряд ли Феанору и компании они были нужны в этом качестве).

"Илуватар сказал Варде: "Тебе я вручу дар, непохожий на другие. Ты принесешь в Эа чистый свет, Мой свет, незапятнанный вожделением Мелкора. С тобой Свет войдет в Эа, и пребудет там, не принадлежа Эа". Поэтому Варда самая праведная и чтимая из всех Валар, а Свет Варды есть любовь Эру к Эа. Тем не менее, в этом даре, как и во всех дарах Эру, есть своя опасность. " (с)

Итак, Свет Эру есть любовь Илуватара к своим детям и к своему творению. Тогда понятно, почему его так жаждал Мелькор, у которого сложились с папой крайне непростые отношения. Но опять же, как эта любовь проявлялась? Только как чисто психологический феномен, ощущение близости и поддержки Творца? То есть Арда Неискажённая физически не отличается от известного нам мира - просто в ней присутствие Эру не скрыто, оно так же естественно, как воздух. Это мир, где невозможно быть атеистом.
А Искажение Мелькора состояло всего лишь в сокрытии божественного присутствия и божественной любви? "Атрабет" намекает на нечто подобное - Голос из Темноты общается с первыми людьми чуть ли не ежедневно, а с приходом Мелькора - умолкает. Утверждение "Мелькор желал сохранить весь Свет лишь для себя" тоже обретает вполне понятный смысл - естественное для ребёнка желание, чтобы папа любил его одного - а все остальные получали приказы Верховного только через него - старшего жреца, наместника. Эту версию развивает Брилёва в своём ПТСР:
Финрод был прав - от ненависти близко к любви, ближе, чем от безразличия. Может быть, и Моргот на свой извращенный лад любит Отца. Может быть, все его жестокие выходки - это отчаянная мольба: заметь меня, заметь, выдели среди прочих, хотя бы Своей ненавистью! Может быть, его ненависть к Детям - ревность старшего к младшему, беспомощному, но обласканному. Может быть, его стремление властвовать над нами - это ревнивое желание старшего сына встать между младшим и родителями, чтобы сделаться нужным и им, и ему. Все-таки это любовь. Извращенная и отвратительная. (с)
Но! Против этой гипотезы есть два косвенных аргумента.
Во-первых, она опровергает третий постулат - "Валар не мелочны". Конечно, ставки тут повыше - божественная любовь не ровня любви человеческой. Но всё-таки интерпретировать мирообразующий конфликт, как семейный скандал с мотивами по Фрейду... убого это. Да и первый постулат - "Валар не дураки" тоже шатается. Это даже Брилёва заметила:
И станут ли родители любить приемного сына сильнее, если он убьет родного? (с)
И во-вторых, цитаты из Сильмариллиона ясно указывают на материальный, физический конфликт между Мелькором и Валар:

И было так, что Илуватар обратил в Глубине Времен слово к Улмо, сказав ему: "Постиг ли ты, что совершилось, когда здесь, в малом мире, к твоим владениям пришел с войной Мелькор? О жестоких холодах он помыслил - но не осквернил красоты рек, не погубил он источников. Взгляни: лютым морозом его рождены снег и льды! Жар и огонь создал Мелькор - но не иссушил вод, не заставил умолкнуть он бурное море. Взгляни еще раз: восстали высокие тучи, изменчивые туманы, белые облака! Слышишь ли ныне ты, как на Землю падает дождь? А в тучах искусство твое станет ближе деяниям Манве". (с)

Они созидали новые земли, Мелькор же низвергал их; углубляли долины, а Мелькор равнял их с поверхностью; вздымали высокие горы, а Мелькор обрушивал их, превращая в ничто. Они наполняли моря - он же думал, как иссушить их. И не было такого деяния Валар в Арде, которое не осквернил бы он или не уничтожил.
Однако труд Валар все-таки не был напрасен, хотя ни один из их замыслов не воплотился в Мире таким, каким они видели его некогда в Начале Начал.
(с)

Это явно не простое "затемнение" Арды. Это определённо физический конфликт, спор относительно матчасти. Вероятно, "Сокрытие бытия божия" входило в планы Мелькора - но Искажение проявлялось не только в этом. Его план был более сложным, комплексным - и определённо затрагивал материальный мир.
То есть Арда Неискажённая не только ощущается иначе. Она должна и ВЫГЛЯДЕТЬ иначе, чем известный нам физический мир. Но в чём?
Есть "экологическая" интерпретация - то есть в Арде Искажённой сплошь пустыни, радиация, глобальное потепление и ледниковые периоды - а в Неискажённой всё, надо полагать, цветёт и пахнет. Но Мелькор ведь умудрился "исказить" и неживую материю.

Сила Саурона была не в золоте, как таковом, но в конкретной форме, сделанной из конкретной порции "золота вообще". Мощь Моргота рассеяна в Золоте, где бы оно ни находилось (это был элемент Моргота в Материи, который Саурон использовал для "магических" и иных действий - как с ним, так и над ним).
Конечно, вполне возможно, что некоторые элементы или состояния материи привлекли особое внимание Моргота. Например, все золото (в Средиземье), похоже, приобрело особенно "злую" направленность - но не серебро. Вода представлена как сущность, почти полностью свободная от Моргота (что, конечно, не означает, будто отдельные моря, ручьи, реки, колодцы или даже сосуды воды не могут быть отравлены или осквернены - могут, как и все вещи).
(с)

Трудно представить себе "испорченную экологию" на уровне отдельных атомов. Разве что наведённая радиоактивность, превращение в нестабильные изотопы? Но тогда бы самым "Морготовым" металлом был уран, а не золото.
Но - опять же - отчасти это верно. Косвенным следствием Искажения является непригодность (или крайняя сложность) изменённой материи для жизни. Но это лишь внешнее проявление, а не его суть.

Может быть Искажение - это подобие "порчи Хаоса" в Вархаммере? То есть Искажённой материей Морготу просто легче управлять? Но тогда по мере того, как Искажение нарастало, Мелькор бы становился всё могущественнее. Он же, как неоднократно подчёркивается, ослабел, "умалился", "растратил себя" на Искажение.
Допустим, чужие феар (души) сопротивлялись его воздействию, и Мелькор необратимо тратил свою мощь на то, чтобы пробить их аванирэ (нежелание). Ну была, по Профессору, у него такая манечка - всех зазомбить и сломать (Валар всё же были гораздо осторожнее с Детьми Эру и в мозги им не лезли).
(Кстати говоря, фундаментальный запрет толкиновской Арды совпадает с одним из базовых запретов Культуры. Это что же получается - Мелькор типа местный "Серая Зона"? Он же "Живодёр"? *Представляет себе изложение Толкина в понятиях Культуры и неприлично ржёт*)
Но! У того же Профессора прямо сказано, что сильнее всего Мелькор затрахался с НЕЖИВОЙ материей - и именно в это сильнее всего вложился. А людей и эльфов портил так, мимоходом:
Тогда стало ясно (в первую очередь Намо и Манвэ), что, глубоко рассеяв свою силу в материи Арды, Моргот потерял прямую власть над ней, и все, что "он" (остаток цельного существа) сохранил в качестве "себя", заключалось в искромсанном и умалившемся духе, населявшем им же созданное тело (теперь "он" полюбил его). (с)

Во всяком случае, после попыток рассеивания себя в "материи" сил на собственные нужды уже не оставалось. Не было ни "раскаяния", ни его возможности: Мелкор навсегда отверг все "духовные" потребности и существовал, фактически, как страсть к обладанию и власти над материей, в частности, над Ардой. (с)

При этом его братья и сёстры - Валар - сохраняли огромную власть над материей, и даже не думали от этого "умаляться". В какой же такой извращённой форме Мелькор возлюбил мир - каждый его атом - что аж стал от этого импотентом?

Сначала я дам ответ в поэтической, словесной форме - потому что как меня совершенно справедливо пнул darth_wolf в одном из ранних постов - Валар мыслят не формулами, и Сильмариллион - не научная фантастика.
Но так как у меня самого получается с поэтической формой из рук вон плохо - предоставлю слово мэтрам, прекрасно описавшим суть конфликта до меня:

— Вот и видно, что вы люди, — покачал головой Пустышка. — Только человек говорит: «Это я, а это — мое!» И готов за это убивать. А бог горы Сипил сказал бы совсем по-другому…
Тишина. Напряженная, внимательная тишина.
— Бог сказал бы: «Это — я; а эта гора — тоже я! Каждый камень на ней — я, каждый куст — я, ущелье — я, пропасть — я, ручей в расщелине — я, русло ручья — я!» Вот что сказал бы бог…
— А Зевс его молнией! — крикнул Ификл. — Да, Пустышка?
— Кого, малыш? Если есть «я» и есть «мое» — тогда можно молнией… Огонь, грохот — и «я» исчезло, а «мое» стало «ничье» и вскоре будет «чьим-то»! Но если все — «я», тогда кого бить молнией? Камни, ручей, птиц, кусты, ущелье — кого? Гору — молнией?
— Гору! — закричали оба.
— Всю гору?
— Всю! Стереть с лица земли! Трах — и нету!..
— Стереть с лица земли? Но богиня Гея говорит про землю: «Земля — это я!» А горный ручей впадает в реку Кефис, и бог реки говорит: «Река — это я!» Вода в реке, тростник по берегам, мели, перекаты, галька — я!
— И его молнией, — неуверенно пробормотали близнецы. — И Гею — молнией… всех — молнией…
Гермий молчал.
«Весь мир — молнией? — молчал Гермий. — Из-за одной горы? Молний хватит-то?..»
(с)

Вот она. Вот суть Искажения, каким оно мне видится. Валар говорят - "это я". И Эру так говорит им - "Арда - это вы". Они - Стихии Арды, её плоть и кровь. Не владыки стихий, не повелители их, а сами Стихии. Воздух - это Манвэ. Вода - это Ульмо. Твердь земная - это Ауле.
И тут, понимаешь, приходит Мелькор и говорит - "это моё". Он вводит понятие обладания - распоряжения чем-то, отличным от тебя самого. Вносит Диссонанс - смысловую разницу между понятиями "быть" и "иметь".
Теперь можно представить себе, что такое Арда Неискажённая. Это мир, где нет ИМУЩЕСТВА. Где нет и не может быть мёртвой, НЕОДУШЕВЛЁННОЙ материи. Каждая частица неразрывно связана с неким духом, феа. И является частью его тела. Неотъемлемой частью.
У валар феар большие - и ответственность того же уровня - тела у них большие, сложные, с целую гидросферу или литосферу... У майар феар поменьше - ну и зона ответственности тоже под стать, лужок там какой-нибудь, или лес, может даже отдельное дерево. Эльфы и люди - духи совсем скромненькие, ну и под контроль им даётся какой-нибудь центнер биомассы, не больше. Но разница лишь количественная, не качественная. Каждый эрухини имеет тот же "суверенитет" в пределах своего тела, что и величайший из валар, и лезть в него нельзя.
Это действительно очень трудно представить - мир, где нет физических законов, только чья-то воля. Ну и правила, предписанные Творцом, разумеется - но эти правила, как юридические законы, можно нарушить - только потом отвечать придётся.
Мир, где "если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Мир, где яблоки падают на землю (и на головы учёным) не из-за гравитации, а потому, что Йаванна (яблоко) желает вновь встретиться со своим супругом Ауле (земля).

Электроны, протоны у нас вращаются друг вокруг дружки не от того, что есть силы, кванты аматериального поля, а оттого, что просто любят друг друга! Теперь понимаете, что поступками аматериального существа движет не физика, а симпатия? Вместо трех законов Ньютона – притяжение нового типа: нежность, забота, любовь. Вместо закона сохранения количества движения – правило сохранения верности, что же касается теории относительности, то чувства вообще относительны, только у нас вместо наблюдателя – возлюбленный, а вместо факта – такт. А поскольку мы отказались от бренных тел, то и в эротике у нас больше нет физики – никакого трения, давления, смазки, сжатия – таким образом, по самой природе любовь в нашей вселенной должна быть идеальной! (с)

Интересно, что в этом контексте первобытный анимизм - не суеверие, а воспоминание наших предков об Арде Неискажённой. Мире, где любая вещь и любое природное явление обладали собственным разумом и желанием. Мире, где мы, люди, были всего лишь одними из бесчисленного легиона воплощённых духов.

Что в древних мифологиях чуждо современному человеку - отсутствие границ между живым и неживым, границ между людьми.
Древнее синкретическое сознание вообще всё представляло вперемешку, но, думается, вообразить оборотня сейчас гораздо проще, чем творение неба из плоти какого-то существа или онтологическое единство с царём или древним еврейским проповедником, в котором каждый человек спасается.
Звери живут среди нас и для кошатника представить, что он превращается в кота - раз плюнуть.
Но легко вообразить себя превращающимся в газовый шар или в Путина или Патриарха Кирилла сподручно только шизофренику или под веществами.
В том проблема традиционных религиозных культов, наиболее важные акты которых апеллируют к утраченным связям в сознании.
(с)

И да, по контрасту с нашим миром такое состояние реальности вполне может показаться раем. Раем, потерянным из-за "змея-искусителя" Моргота. Ведь большинство воплощённых духов Арды Неискажённой относилось к эрухини если и не с любовью, то хотя бы с уважением - и ни за что не решились бы причинить им вред. В результате возникал эффект "этикосферы" по Лему. Мир без насилия и несчастных случаев. Мир, где камни станут мягче подушек, чтобы вы об них не разбились, вода будет держать вас на поверхности, чтобы вы не утонули, а деревья сами склонят ветви и принесут вам сладчайшие плоды, если вы их попросите.

Таким образом, Искажение Мелькора можно назвать ещё Отчуждением. Он раздирает предписанный Эру нерасторжимый брак между материей и духом. Вместо субъективной воли - прописывает объективные законы. Превращает "я" в "моё". Он не изменяет физические законы - он создаёт физику, как таковую.
При этом, с точки зрения самого Мелькора его мотивы вполне могут быть благородными и прометеевскими - и гораздо более обоснованными, чем по ЧКА. Он освобождает материю от диктата духа, а дух - от плена материи, предписанного Эру. Он вводит общие для всех правила игры - не зря ведь в нашей речи слова "объективный" и "справедливый" - синонимы.
Да и к тому же... "Валар не дураки". Какой интеллектуальный уровень, какая смелость, какое нетрадиционное мышление... какое прозрение нужно, чтобы выдумать это совершенно новое понятие - неодушевлённая материя - в мире, где её никогда не было и быть не должно. Представить то, что не является частью твоего или чужого тела, не обладает собственной волей, не чувствует, а существует по раз и навсегда предписанным постоянным правилам...
С точки зрения же валар, Мелькор - "собака на сене". Сам не ам, и другому не дам. Если бы он изгонял из материи других, но при этом прописывался в неё сам в полной мере - это было бы странно, но допустимо. Но Мелькор хочет, чтобы материя работала на него, но при этом не была им самим. Он хочет превратить мироздание в своего робота, в бездушный автомат (всё в самом буквальном смысле). Ради своей жадности он убивает мир.

С точки зрения Светлых, он тем самым совершает страшное преступление – зомбирует мир. С его точки зрения, все наоборот - он всего-навсего гасит радиопомехами истинное зомбирование – и живые существа получают возможность определиться на трезвую голову. (с)

Да. И именно поэтому люди считаются более "падшей" расой, чем эльфы - потому что они в большей степени уступили волевой контроль над собственными телами в пользу объективных законов вселенной, введённых Мелькором:
И все склонились долу, говоря:
- Ты - Единый Великий, и мы Твои.
(с)
Ну а зачатие новых поколений происходило уже по физическим законам, а не по метафизическим правилам Арды - и для строительства их тел бралась внешняя, искажённая материя - поэтому Искажение наследовалось. "Кривизна душ" тут совершенно ни при чём. Если мы принимаем, что Эру не сволочь и не дурак, он не мог создать мир, в котором дети бы наследовали грехи родителей. Просто души людей слабо связаны с материальной основой. Чистая физика (а физика, как мы помним, изобретение и инструмент Мелькора).

Именно поэтому эльфы ассоциируют магию с технологией - и в равной мере не любят того и другого. И не любят, когда доступные им (эльфам) сверхъестественные силы называют магией. Как магия, так и наука основаны на одном и том же принципе - "изучи законы, а потом пользуйся этими законами".
С точки зрения эльфа (точнее, его неИскажённых инстинктов) - то и другое фактически является некрофилией - насилием над мёртвой, обездушенной материей, которая раньше была чьим-то телом, а теперь не может дать отпор.

Ты когда-нибудь видел, чтобы я творил такие глупости? Пускал себе кровь или царапал что-нибудь на клочках бумаги? Если мне необходимо что-нибудь предпринять, я разговариваю с воздухом или с камнями, или с солнечным светом, или с морем, или с чем-то иным. Я вежливо излагаю свою просьбу. Поскольку союз с этими силами заключен тысячелетия назад, они охотно исполняют все необходимое. (c)

Стоит отметить, что Искажение - это не бинарное состояние - или-или. Ни о каком предмете (или существе) нельзя сказать, что он полностью Искажён, то есть лишён одухотворяющей силы. Но и полностью чистым в пределах Арды мало что можно назвать. Материя Валинора Искажена в меньшей степени, чем материя Средиземья - но и она тоже является частью "кольца Моргота". Просто пульс духа в материи может быть сильнее или слабее.
Более того, этот показатель меняется со временем - сильно заражённую материю можно "исцелить", а слабо заражённую - "осквернить".
Свет Древ (а позже - Сильмариллов) изменяет баланс именно в сторону исцеления, в сторону субъективной реальности.

На одном из тредов ("Сильм" кажется) шел уже разговор об "Истином Свете Запада" как главном оружии эльфов, способном одерживать победы над любым количеством врагов.
И нолдор побеждали пока этот самый Свет не иссяк у них.
зы: это не сияние термоядерных грибов ...хотя идея для Фолаут-Сильм хорошая


Неудивительно, ведь эльфы Валинора в этикосфере - как рыбы в воде, для них это привычная среда. А вот жёсткие законы привычной нам реальности - для них как отрава.
Ну и "Белерианд, Ангбанд, спросить подлого Моргота, зачем козе баян, а ему – сильмарили" (с) - вот зачем. Объективная реальность с неизменными закоными - это, конечно, хорошо и справедливо... но для некогда сильнейшего из валар - несколько неудобно. Видимо, Мелькор оставил в ткани "мёртвой" материи некие лазейки для своей силы - как программист, создавая операционку, почти наверняка пропишет скрытый пароль админа. Использование этих лазеек и называется той "магией", которую так не любят эльфы. Но этих лазеек оказалось мало... или Мелькор просто потерял от них администраторский пароль. Бывает. Заметим, что именно с угашением Древ Валинора Мелькор теряет возможность менять облик.
Интересно, что технократ и чёрный маг Саурон чувствует себя в изменённой реальности гораздо комфортнее, чем его бывший шеф. Именно потому, что изначально был слабее, ему легче освоить принципы манипулирования материей вместо прямого контроля. Но при этом именно он создаёт Кольца Власти.
Это приводит нас к ответу ещё на один вопрос - в чём же могущество Колец, которого так боялись (и в то же время жаждали) представители светлого блока.

Кольцо как _собственное боевое наступательное оружие_, как оружие вообще, даже находясь в руках Саурона, начиная с самого снятия эльфийских Колец Келебримбором и Ко., имеет силу, в целом достаточно незначительную.
Рассмотрим три войны, которые Саурон вел, РАСПОЛАГАЯ Кольцом.
В Первой Войне Кольца он потратил 7 кампаний (1693-1699) только на то, чтобы выйти к рубежам Линдона, подавив Эрегион. КРОМЕ Эрегиона за эти 7 кампаний, он так и не справился ни с кем – Мория и Лориэн остались у него в тылу, причем он даже не решился их атаковать, а Имладрис он также лишь блокировал. То есть практически все, чего он за это время добился, - это взял Ост-ин-Эдиль. И то – к большому удивлению самих эльфов, и на 5 году войны... Он не смог прорвать оборону линдонских эльфов на реке Лун, а в следующем году был наголову разгромлен нуменорским десантом и эльфами.
При этом согласно УТ, все время до высадки нуменорских войск Тар-Минастира, у Саурона было численное превосходство. Было у него и превосходство техническое – те же УТ сообщают в другом месте, что орки знали «греческий огонь», которого у Светлых Эндорэ не было никогда...
И при этом он ТАК воюет. И Кольцо у него на руке этой ситуации никак не меняет...
(с)

Толкин отчасти сам на него и отвечает - в СОХРАНЕНИИ. В удержании статуса-кво по уровню Искажения. Именно поэтому за идею создания Колец, подброшенную Аннатаром, эльфы ухватились с таким энтузиазмом. Потому что их уже тоже начало "выдавливать".

Сказано в анн-тэннат: "И закатилась навсегда за край небес его звезда". Третья Эпоха для эльфов - зимняя. Искажение берет свое. Мир остывает. Меняется. Эльфы это чувствуют в воде. Чувствуют в земле. Это не маразматическая ностальгия старикашки, жалующегося, что вот огурцы уже не такие малосольные, и бабы в наше время были поокруглее. Эльфы устают и тоскуют - но духи Арды вторят им печальным скулением. Нездешние народы более не живут - они выживают под натиском того, что Толкиен метко обозвал "смертные земли". Земли смерти. Они вымотали эльфов, и в Третью эпоху остроухие насельники зачарованных островков более не способны на активное действие. Толкиен писал, что не зря Леголас - отнюдь не самая деятельная фигура в Братстве. Он сын холодных сумерек эльфийской цивилизации. И не зря эльфы не пришли на помощь изнемогающим в боях человекам. Силенок не осталось. Таков был замысел. (с)

То есть если в Первую эпоху, с Сильмарилами, разговор ещё мог идти о том, чтобы обратить процесс "объективизации" вспять, то теперь цель всех хоть отчасти "магических" существ - удержаться на прежнем уровне. Мелькора вышвырнули за грань мира, но "мелькоризация" продолжается. Настолько продолжается, что в порядке карантина приходится удалить Валинор с Арды. Именно это объясняет кажущуюся жестокость действий в отношении Нуменора. Запрет людям плавать на Запад - он же не просто так. Технократ Ар-Фаразон со всем его флотом и оружием, конечно же, не мог представлять для Валар никакой физической угрозы. А вот метафизическую - мог, или им казалось, что мог. Даже материя Благословенных Земель Искажена - но умеренно, жить можно. А вот Нуменорцы могли занести зародыши порчи совсем иного уровня... Древ, чтобы противостоять этому процессу, уже нет. Солнце и Луна являются источниками лишь физического света, но не Света - они сами искажены. Начинается паника. Обитатели утопий очень резко реагируют на всё, что может поставить их благоденствие под угрозу.
"Ар-Фаразона больше нет. Забудь о нём. На нас идёт автомат Саурона".
"Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность".
Ну и реакция Ар-Фаразона на предупреждения эльфов через Верных была соответствующей:
"Он смотрел долго, почти не мигая, и я понял, что он не верит ни одному моему слову. Перед ним сидел взбесившийся от страха идиот и старательно врал, чтобы снова загнать его на край вселенной, но теперь уже навсегда, теперь уже без всякой надежды на возвращение".
Ну а под такой повод можно заодно и Землю закруглить. Её бы все равно закруглили, так или иначе, не сейчас, так через пару Эпох. В мире, где действуют законы гравитации, а не теория разумного падения - плоскую Землю не удержать. Физически.


@темы: инфернальность, о друзьях, о себе, религия, ролевое, толкинизм, фантастика, эволюция

20:18 

Мир летающих мясорубок

Благодаря помощи друзей нарисовался довольно оригинальный такой космооперный сеттинг. Особая благодарность led_off и sohryu_l.
Есть корабли с двигателями Алькубьерре, они же варп-драйвы. Эти двигатели являются одновременно также щитами и оружием - корабль в пузыре Алькубьерре просто перемалывает всё на своём пути, что не защищено таким же пузырём. При этом мчится он быстрее света.
У пузыря есть две "половинки", две полусферы - носовая и кормовая. В носовой происходит сжатие пространства, в кормовой - расширение. При столкновении двух кораблей носовыми полусферами, преимущество у более тяжёлого корабля - он перемалывает противника своим пузырём, не получив никаких повреждений. При столкновении носами двух кораблей равного класса - гибнут оба.
Столкновение "корма к корме" в принципе невозможно, так как в таком положении корабли быстрее света друг от друга разлетаются. Но если его представить хотя бы теоретически, то пузыри просто отскочат, как мячики.
А вот при столкновении "нос к корме" - сжатие и расширение взаимно нейтрализуются, образуется слой более-менее нормального пространства. Пузыри сливаются и два корабля могут вступить в контакт - дружественный или не очень.
Соответственно, для атаки нужно добиться слияния пузырей в положении "нос к корме" - либо обойти противника, догнать его и "трахнуть сзади", либо наоборот - подставить ему корму и позволить догнать себя. Ну, пошлые шуточки военных астронавтов на эту тему неизбежны как заход солнца. Манёвр облегчается эффектом "гонки за лидером" - скорость варп-корабля, следующего в кильватере другого варп-корабля, возрастает в несколько раз. Пузыри притягиваются друг к другу.

Засада в том, что количество варп-кораблей у каждой стороны ограничено. И избытком производственных мощностей эту беду не исправишь. У каждого варп-двигателя есть ядро из "экзотической материи". Произвести эту материю невозможно - только найти в космосе месторождение или склад Предтеч. И если у тебя есть, например, триста тонн экзомата, то ты можешь построить триста кораблей с движками по одной тонне. Или один корабль с движком в триста тонн. И всё.
Поэтому никаких варп-торпед здесь нет. Только пилотируемые корабли, с максимально ответственными пилотами. Ты можешь погибнуть сам, можешь угробить корабль - но варп-ядро должно быть возвращено на базу - иначе твоя страна ослабеет навсегда.
Соответственно, цель любой боевой операции - не просто уничтожить вражеский корабль, а в первую очередь захватить его варп-ядро и привезти к себе.

И да, это будет меха-сеттинг. Потому что после слияния пузырей малый корабль оказывается: а) очень близко к противнику б) с практически нулевой относительно него скоростью.
При этом противника нужно уничтожить а) так, чтобы не очень пострадало его варп-ядро б) так, чтобы при этом не очень пострадать самому. Для такого "унижения в ближке" (tm) меч подойдёт как бы не лучше, чем бомба, лазер или управляемая ракета.

Напрашиваются ещё какие-то следствия из данной механики, но сейчас они мне неочевидны.


@темы: идеи, космоопера, о друзьях

04:29 

Вот такой вопрос нарисовался

Представим себе корабль с двигателем Алькубьерре, он же варп-двигатель - который одновременно используется, как защитное поле.
Пузырь Алькубьерре (слой искривлённого пространства) по факту делает корабль невидимым и неуязвимым - что материальные объекты, что излучения просто огибают его. Недостаток в том, что аналогичным образом сам корабль ни хрена не видит и никому вред причинить не может - все излучения или снаряды, которые он испускает, возвращаются в искривлённом пространстве к нему же. То есть корабль Алькубьерре становится этакой "вещью в себе".
Это сочетание открывает довольно любопытные тактические возможности. Я даже хотел написать про корабли с такими движками-щитами, но меня остановило одно простое соображение.
А чем, собственно говоря, такой корабль в "пузыре" отличается от классического космооперного корабля в гиперпространстве? То есть с точки зрения физики отличается буквально всем, но с точки зрения сюжета, с точки зрения тактики, грубо говоря "игромеханики" - есть ли разница?
Корабль в гипере тоже невидим и неуязвим, он так же слеп относительно обычного трёхмерного мира, так же не может причинить вред объектам этого мира, и так же обгоняет свет. Вон, в EVE-online в роли гипердрайва ввели варп-драйв - и шо? Хоть кто-нибудь заметил разницу?
Можно ли в принципе написать про корабли в пузырях Алькубьерре что-то такое, чего нельзя написать про гиперпространственные корабли?


@темы: игры, коротко, космоопера, о себе, поиск, фантастоведение

01:02 

Про кораблики и мехов

gest невероятно крут. Вот сейчас он просто на лету, в комментах, выдал совершенно эпичную концепцию. Я решил её вынести из комментариев и сохранить отдельным постом, потому что может быть буду разрабатывать эту тему. Если Гест не против, конечно.

Спешиал фор ю.
Ну я писал, что я твою схему с "Гандам-Либерти" тогда запомнил, как "линкор - мобилсьют - гандам - гантанк", и потом слегка сломал мозг, пытаясь это представить?
Конечно, если верить Гуглю, в "Гандамах" есть land battleships. Так что, вот - ползёт гигантский гусеничный линкор, на него бросаются мобилсьюты-бронебойщики, их отстреливают гандамы сопровождения, а тех, в свою очередь, пытаются отогнать от линкора тяжёлые гусеничные "противогандамные" гантанки. (В "IGLOO", вроде, было что-то подобное... но надо больше жести!) Которые прячутся от линкора в складках местности.
Как в том моём пародийном посте с 16-членной классификацией, если ты его помнишь.
Этакая война на Марсе :). Соответственно, шагающая техника более прыгучая...
О, ещё круче. Начинается всё так, как я описал. Потом выясняется, что это Земля конца 21 века. Гигантский гусеничный линкор - это потомок современных танков, сохранившийся в виде платформы для крупнокалиберной пушки, высокоточного управляемого оружия и как носитель для БПЛА.
И этот танк будущего - он размерами с обычный танк (десятки тонн веса). А на поле боя будущего царит микромеха. Размерами от собаки и меньше. Способная прижиматься к земле, прятаться в траве, карабкаться по руинам (и зачищать их от людей), пролазить в щели и форточки... Управляется - за счёт скачанных в компьютерные мозги схем поведения и личностных черт пилотов (которых готовят на тренажёрах). Соответственно, личность одного пилота можно размножить на любое имеющееся число микромехов (но лучше не надо). После боя записи выживших мехов и сохранившихся "чёрных ящиков" (размером с флэшку) записывают обратно пилоту. Он это переживает, как свой личный опыт (делая выводы из ошибок и повышая свой скилл). Правда, делать это лучше всего в режиме реального времени, то есть часовой бой пяти мехов - пять часов субъективного опыта для пилота. (С отдыхом между сеансами, естественно). Чужой слепок личности сознанием не "реинтегрируется".
Ну, у нас есть микромеха, противопехотная микромеха, противотанковая микромеха... Танки всё ещё нужны, по причинам, о которых я сказал выше. Огромную пушку ничто не заменит. Но танк без микромехового прикрытия разбирается вражеской микромехой на запчасти на раз-два-три. ...Отсюда противомикромехская микромеха и особо крупная противо-противомикромехская меха. Естественно, мелкие роботы ограничена своей дальностью, поэтому микромеху возят на нормальной бронетехнике и десантируют с БПЛА. Разведывательная микромеха может даже сама трансформироваться в малоразмерный летательный аппарат типа "вертолётик"!


Увидев это, я конкретно ошизел и впервые пожалел, что я не японец. Потому что если бы я был японцем, я бы пошёл с этим к ближайшему знакомому мангаке, потом мы вместе пошли бы в ближайшую аниме-студию и за полгода стали бы миллионерами.
Потому что это просто готовый аниме-тренд. Не менее революционный, чем Гандам, например. С полной визуализацией. Микророботы, которые проникают в квартиры и шинкуют затаившийся там спецназ маленькими мечами, микророботы ползут... нет, летят по канализации, выкуривая партизан, микророботы подрывают склады боеприпасов, микророботы висят на потолке, записывая совещание вражеского штаба, микророботы разбирают на части обычный (построенный до технореволюции) танк... Злые микророботы вырезают целые районы с мирным населением - всего-то дел, влететь и вылететь в окошко, боеприпасы тратить не надо, все материальные ценности в неприкосновенности... Героические микророботы проникают на борт вражеского бомбардировщика в полёте и выводят его из строя...
Если уж удалось убедить зрителя в эффективности восемнадцатиметровых железных гигантов, то в эффективности восемнадцатисантиметровых монстриков удастся точно. И никаких претензий по поводу сопромата!
Да, и потом выпускать игрушки и модельки в масштабе 1:1...


@темы: идеи, космоопера, о друзьях, о себе, полезное

Резервная база

главная